3 апреля 2023 года
Одно из важнейших условий успешной социализации детей с особенностями развития — знания об окружающем мире. Специалисты столичных особых семейных центров помогают ребятам сформировать представление о себе и своей семье, о планете и людях, растениях и животных. О том, как выстраивается процесс реабилитации, рассказывает учитель-дефектолог особого семейного центра «Семь-Я» Виктория Кипшиева.
Специалисты уверены, что окружающая действительность, которую детям необходимо понять — это уже источник развития. Очень важно обогатить чувственный опыт и воспитать правильное отношение к миру: обучить особого ребенка с помощью самой жизни.
Роль обстановки в развитии детей
Одна и та же среда может стать как стрессовой для ребенка, так и развивающей. А можно сделать ее комфортной. Это потребует внимательного анализа ситуации. Моделирование правильной обстановки проходит для каждого случая индивидуально.
Детям с ограниченными возможностями здоровья требуется больше сил и времени на освоение любой новой ситуации. Поэтому необходимо поддерживать баланс в окружающей их среде. Чтобы добиться этого, нужно комплексно подойти к вопросу, обсудить уникальную программу и с близкими, и со специалистами. В течение дня одна обстановка должна сменятся другой, чтобы ребенок мог получить полезные навыки, а затем отдохнуть и восстановиться от непривычной активности.
Индивидуальный подход к каждому
Смена обстановки нередко становится стрессом для особенного ребенка. Резкие, неожиданные и значительные изменения дня — путь к нежелательному поведению. Чтобы не допустить этого, специалисты вместе с родителями определяют план (ритуал) действий. Так, 4-летней Соне предстояла реабилитация. Прежде чем приступить к ней, маме и папе порекомендовали изучить с девочкой маршрут от дома до поликлиники. Супруги с педагогом составили краткую доступную инструкцию, прописали туда основные фразы. Слова подкреплялись фотографиями или картинками. Дискомфорта удалось избежать.
«Случаи и запросы бывают разные. Если необходимо сформировать навык кормления, раздевания/одевания и у родителя возникают трудности, мы разрабатываем наиболее комфортный для ребенка алгоритм действий. Вместе с семьей можем проиграть ситуацию, закрепить ее и перенести в домашние условия. Важно обозначить мамам и папам, что процесс требует терпения, усердия и любви», — рассказывает специалист.
Детям с особенностями здоровья необходима последовательная помощь, с учетом их образовательных потребностей и способностей. Учитывая особенности восприятия, памяти, внимания и мышления, специалисты используют различные виды педагогической работы:
Направляющая. Начало каждого действия педагог обозначает, подкрепляет слова жестами, наводящими вопросами и разъяснениями.
Эмоционально-поддерживающая. Специалисты поощряют инициативу детей улыбкой и похвалой.
Организующая. Педагоги личным примером показывают, как правильно выполнять упражнения, вслух повторяют задания, разбирают с ребятами опорные схемы.
В любом случае каждая встреча строится так, чтобы она вызывала у ребенка интерес, желание и мотивацию заниматься.
«Огромную роль играет активное участие родителей в познавательном процессе детей. Командный подход — вот, что важно. Чтобы учитывать все пожелания, запросы и ожидания мам и пап, специалисты особых семейных центров проводят индивидуальные консультации, беседы и совместные занятия. Через них формируется комплексное сотрудничество семьи и педагогов, а значит особый ребенок получает всестороннее развитие», — заключила Виктория Кипшиева.
Справочно
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г.И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы