Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Как разговаривать с ребенком об учебе: чек-лист психолога семейного центра

24 января 2023 года

Как разговаривать с ребенком об учебе: чек-лист психолога семейного центра

Родителям хочется, чтобы их дети учились на «отлично» и добивались успехов. Но многим ребятам даже разговаривать об учебе бывает непросто. Как выстраивать диалог с ребенком, рассказывает специалист семейного центра «Алтуфьево» Дженнет Гончарова.

В семейный центр обратилась Евгения, мама 14-летеней Лизы. Дочь стала хуже учиться, а на вопросы о школе отвечать не хочет, злится и обижается. При этом женщине кажется, что без напоминаний и расспросов подросток совсем перестанет делать домашние задания. Возникают конфликты.

На семейной консультации Лиза поделилась своим видением ситуации. Школьница не чувствует поддержки и заботы, слышит только упреки и наставления.

На индивидуальных встречах психолог рассказал Евгении об особенностях мышления и поведения подростков, объяснил, как выстраивать общение с ребенком. Специалист научил женщину технике активного слушания и порекомендовал составить свод правил по выполнению уроков. Необходимо выделить время для самых сложных заданий и перерывов на отдых, определить час, к которому работа должна быть выполнена, и не задавать вопросы до этого.

Постепенно отношения в семье стали налаживаться. Следуя рекомендациям психолога, мама и дочь смогли лучше понять друг друга. Евгения старается чаще проводить время с Лизой, они вместе посещают мастер-классы для детей и родителей в семейном центре. А девушка пообещала выполнять всю домашнюю работу, чтобы родители не переживали.

«Мы составили график, по которому Лиза делает уроки, договорились, что она будет ему следовать. Теперь об учебе она рассказывает сама, просит помочь, если нужно. Я стараюсь больше не настаивать, чаще слушать. Наше общение в целом тоже наладилось, хотя иногда возникают небольшие разногласия, над которыми мы вместе работаем», — поделилась Евгения.

Чтобы мотивировать детей к учебе и при этом не вызывать в них чувство отторжения, специалисты семейных центров рекомендуют придерживаться правил по выстраиванию общения:

  • Интересуйтесь ребенком. Приходя с работы, спрашивайте, в первую очередь, как прошел день, что сегодня порадовало или огорчило.
  • Спрашивайте не про оценки, а что конкретно получилось или нет. Отметки, конечно, играют не последнюю роль, но впечатления ребенка, его отношение к успехам и неудачам намного важнее.
  • Слушайте. Задавайте вопросы вместо того, чтобы сразу давать советы и указания. Узнайте, что вызывает трудности в учебе. Спросите ребенка, что помешало выполнить задание и все ли он понимает.
  • Не ругайте за ошибки. Помните сами и научите ребенка, что ошибаются все — и это нормально. Главное — вовремя исправить оплошность, приложив усилия. Если постоянно отчитывать за то, что не получается, можно навсегда отбить желание учиться.
  • Помогайте при неудаче. Объясните, что важно не опускать руки. Предложите помощь, разберите вместе сложную тему, посмотрите видеоуроки или пригласите репетитора. Вместе подумайте, что мешает учиться лучше: может быть, нужно перестроить график, убрать отвлекающие факторы, пересесть за другую парту и т.д.
  • Не заставляйте. Не стоит пугать негативными последствиями низкой успеваемости. Говорите о преимуществах, которые может дать образование. Например, вместо фразы «если у тебя будут низкие оценки — ты ничего не добьешься» лучше сказать: «если постараешься сейчас, то перед тобой откроется больше возможностей в будущем».
  • Поддерживайте. Скажите, что верите в ребенка и его успех, знаете, что все получится. Настройте школьника на положительный результат и напомните, что любите его независимо от оценок.

«Общение взрослых с детьми может быть непростым, особенно если тема касается учебы. Ребятам необходимо, чтобы родители любили их такими, какие они есть, несмотря на оценки. Нужно помогать и мотивировать ребенка, верить в него. Объясните, почему важно образование и поддерживайте на всем школьном пути, тогда и конфликтов будет меньше», — отметила Дженнет Гончарова.

Справочно

Для поддержки московских семей работают 22 городских организаций помощи родителям с детьми: 19 семейных центров, а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево».

Специалисты проводят тренинги и занятия, индивидуальные и семейные психологические консультации, оказывают правовую помощь семьям. Кроме того, действует служба медиации, сотрудники которой работают над разрешением семейных и супружеских конфликтов. Более подробную информацию можно найти на портале «Мой семейный центр».

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме