17 января 2023 года
Психологи уверены: роль творчества в развитии детей трудно переоценить. Любимое хобби, будь то рисование, музыка или танцы, дарит внутреннюю гармонию, поднимает самооценку, помогает строить отношения с миром, социализироваться. Поэтому важная задача родителя — разглядеть интерес ребенка, понять его потребности, поддержать и направить в нужное русло. Приемным семьям в вопросе раскрытия детских способностей и талантов готовы помочь службы сопровождения.
Замещающие родители регулярно обращаются к специалистам службы сопровождения с просьбой помочь определить, к чему у ребенка есть талант и какие кружки помогут его развить. Чтобы выявить творческий потенциал подопечного, психологи проводят диагностику индивидуальных особенностей, а также привлекают к этому приемных родителей. «Специалисты наблюдают за детьми на занятиях, в игре, в повседневной жизни и заполняют опросник, который позволяет точнее определить склонности ребенка к какому-либо виду деятельности», — рассказывает психолог Центра «Радуга» Ангелина Дорогунцева.
В семье ребенок проводит большую часть времени, именно с родителями он может полностью раскрыться. «Понаблюдайте за ребенком: чем он может заниматься достаточно продолжительное время, что вызывает у него интерес. Подумайте, какие дополнительные занятия могут помочь ему в развитии недостающих навыков, интеллектуальной или эмоционально-волевой сферы», — советует психолог службы комплексной помощи замещающим семьям ЦССВ «Центральный» Светлана Райзер.
При этом важно помнить, что нельзя перегружать ребенка — кружков и секций должно быть не больше трех. Лучше, если они будут находиться недалеко от дома. И, разумеется, эти занятия не должны рассматриваться как форма наказания. «Абсолютно нормально, если ваш ребенок несколько месяцев ходил в один кружок, а затем передумал и хочет ходить в другой. Детство — это время пробовать, экспериментировать и искать себя», — говорит специалист.
Конечно, подбирая и предлагая дополнительные занятия для подопечных, специалисты исходят не только из способностей детей и пожеланий их приемных родителей. «Необходимо учитывать личностные, возрастные и физические особенности», — отмечает психолог в социальной сфере Центра «Берег надежды» Ирина Чугреева. Например, очень активные дети в связи с физическими особенностями не могут посещать спортивные секции, где нужна четкая дисциплина. Зато очень гармонично чувствуют себя в театральных студиях.
Психолог рекомендует родителям: чтобы у ребенка не закрепилось ощущение неудачи, перед выбором стоит сходить на пробное занятие. «Сейчас практически во всех досуговых учреждениях и центрах есть возможность прийти и познакомиться с разными направлениями, пообщаться с педагогами, попробовать. Это позволит „примерить“ тот или иной вид деятельности на себя, — говорит Ирина Чугреева. — Однажды на консультации подросток рассказал мне, что в будущем хочет стать спасателем, но не знает, потянет ли такую профессию физически. Я порекомендовала ему профильные занятия — например, по программе „Юный спасатель МЧС“. Попробовав свои силы, юноша получил возможность удовлетворить интерес к этой сфере и лучше понять свои возможности».
Психологи служб сопровождения сходятся во мнении, что дополнительные занятия крайне важны для приемных детей, но шаблонных алгоритмов подбора не существует. Все рекомендации составляются индивидуально, исходя из особенностей конкретного ребенка, причем иногда предложения специалистов могут звучать неожиданно. «Я как-то работала с семьей, усыновившей трехлетнюю девочку, — вспоминает психолог Центра „Маяк“ Виктория Сычева. — У нее были проблемы с речью. Я предложила дополнить занятия с логопедом уроками вокала. И прогресс в речи ребенка проявился достаточно быстро!»
А психолог-педагог Инесса Злобина рекомендовала родителям двухгодовалого ребенка, тоже имеющего проблемы в области логопедии, записать малыша на ритмику: «Она развивает моторику, которая у детей в этом возрасте способствует формированию мозга. Поэтому занятия, связанные с движениями, помогают ментальному развитию, не говоря уже о том, что это осанка, координация, выносливость и просто выплеск детской энергии».
Семилетняя девочка, у которой наблюдались признаки гиперактивности, по рекомендации Виктории Сычевой стала посещать театральную студию. Проблема переизбытка энергии решилась с пользой и удовольствием для ребенка.
Любые дополнительные занятия существенно способствуют социализации ребенка, это очень актуально для замещающих семей. Особенно полезны групповые занятия — танцы, спорт, театральное искусство. А чтобы интерес к этой сфере был выше, службы сопровождения активно привлекают приемных родителей вместе с детьми к различным культурно-досуговым мероприятиям и проектам. Совместные походы на выставки, в галереи, музеи, театры, участие в спортивных соревнованиях, творческих акциях и марафонах не только укрепляет внутрисемейные связи, но и дает детям возможность для поиска наиболее интересного направления собственного развития. Важная задача взрослого — направить творческий потенциал ребенка в нужное русло. Но стоит помнить, что заинтересовать ребенка взрослый может только тогда, когда искренне увлечен сам.
На заметку
Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы