Источник: ТАСС
Психолог семейного центра «Кутузовский» департамента соцзащиты Москвы Людмила Ткаченко считает, что постоянное «переключение» между домашними делами и работой будет выматывать и не позволит сконцентрироваться на трудовом процессе.
МОСКВА, 7 апреля. /ТАСС/. Психолог семейного центра «Кутузовский» департамента соцзащиты Москвы Людмила Ткаченко порекомендовала людям, работающим дистанционно в условиях самоизоляции, не решать бытовые вопросы в рабочие часы, а свое рабочее место разграничить с помощью мебели или ширмы.
«На период изоляции семьям нужно определить правила общения, личные границы, начать говорить друг с другом о своем настроении, планах, о времени нахождения в той или иной комнате. Примите за правило, что в рабочие и учебные часы бытовые вопросы не должны решаться, как если бы вы были на работе, а ваши дети — в школе», — сказала Ткаченко ТАСС.
Она пояснила, что постоянное «переключение» между домашними делами и работой будет выматывать и не позволит человеку достаточно сконцентрироваться на трудовом процессе, что снизит его продуктивность. Кроме того, по мнению психолога, детям необходимо объяснить, что дистанционная учеба — это не отдых, а вынужденная мера. Родителям следует договориться с ребенком, что все отвлекающие его факторы — смартфон, развлекательные сайты и социальные сети — на время уроков откладываются.
«Станьте для своего ребенка примером: вы работаете из дома, но не отвлекаетесь на просмотр ленты в соцсетях, следующей серии любимого сериала, тем самым показывая ему, что интернет — это не только развлечение, но и средство обучения, работы и коммуникаций. Тем самым вы повышаете шансы того, что ребенок будет заниматься учебой, а не ждать, когда вы сделаете уроки за него», — отметила Ткаченко.
Также, по ее мнению, всем, кто работает из дома, нужно определить свою рабочую зону, чтобы не беспокоить друг друга. Если разойтись в разные комнаты не позволяет пространство, можно заняться перестановкой мебели или разграничить пространство ширмой. Собственное рабочее место поможет не отвлекаться, настроиться на рабочий лад и создать ощущение личного пространства.
Не менее важным, считает психолог, является составленный заранее режим дня и список дел, которые необходимо сделать. Причем записывать стоит даже самые простые действия, даже если это будут мелочи в виде мытья посуды, потому что график дня создает опору и помогает испытывать ощущение стабильности. «Стресс могут вызвать возможные споры между супругами о том, чья работа важнее, кому помогать детям с уроками или заменять воспитателей детского сада. Поэтому придется договариваться — всем членам семьи нужно определить рабочие часы, часы отдыха и перерывов», — добавила Ткаченко.
Время на близких
Психолог отметила, что в график дня необходимо включать и время для полноценного общения с близкими: совместный просмотр фильма, настольные игры, ужин. Младших детей она рекомендовала привлекать к посильным для них бытовым заботам — совместному приготовлению пищи, уборке. «С детьми подросткового возраста ситуация обстоит сложнее: подростки страдают от невозможности полноценного общения со сверстниками, прогулок и обычного времяпровождения. Дайте подростку возможность побыть „наедине“ с друзьями и спокойно пообщаться с ними по видеосвязи без чьего-либо присутствия в этом помещении», — сказала Ткаченко.
Кроме того, она подчеркнула, что не следует ограничивать свое общение на домочадцах, желательно поддерживать онлайн-контакт с друзьями и родственниками, собирать свою компанию с помощью видеоконференции и даже пробовать, например, заниматься спортом по видеосвязи с подругой.
«Наш привычный ритм жизни изменился, у многих появилось больше свободного времени. Теперь мы не тратим время на дорогу, встречи с друзьями, а походы в магазин сведены к минимуму. Используйте это время для того, что всегда откладывали: начните онлайн-курсы, домашние тренировки, новые хобби», — заключила психолог.