В последние годы московские НКО получают все больше поддержки от столичных властей — это и гранты мэра и Правительства Москвы, и инфраструктурная поддержка, бесплатные помещения, образовательные программы и даже социальный маркетплейс. О том, как устроена поддержка некоммерческого сектора Москвы и как ее масштабирует город, — в колонке Александры Александровой, первого заместителя руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, созданной по итогам ее выступления на Форуме благотворителей и меценатов FСongress.
Все вместе
Москва давно и активно помогает НКО, и это не просто слова. Например, за последние пять лет организации получили 2 млрд рублей в виде грантов «Москва — добрый город». Помимо грантов, столичные НКО получают еще и адресную поддержку, доступ к образовательным ресурсам, преференции по заключению контрактов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
У столицы есть даже собственный социальный маркетплейс — в 2021 году мы создали первый в России государственный агрегатор онлайн-магазинов НКО «Москва — добрый город».
Мы активно работаем с социально ориентированными некоммерческими организациями (СО НКО) и волонтерскими группами: эффективно оказывать помощь в одном из крупнейших мегаполисов мира можно только совместными усилиями. Мы помогаем людям с инвалидностью, многодетным и приемным семьям, детям-сиротам и подросткам, переживающим кризисный период, горожанам старшего поколения, семьям, которым нужна передышка, и многим другим.
Среди наших партнеров больше 500 социально ориентированных некоммерческих организаций, которые умеют реагировать на запросы общества и решать социальные проблемы. А мы помогаем им в этом. Государство традиционно может предоставить НКО стабильную поддержку. Что бы ни происходило — пандемия и иные вызовы — грантовая помощь от мэрии была абсолютно стабильна. И так будет продолжаться.
При этом для нас принципиальный вектор: государство не должно быть единственным источником поддержи НКО. Нам важно, чтобы наши партнеры развивали частный фандрайзинг, получали поддержку бизнеса.
Офисный вопрос
Еще один важный для нас формат поддержки НКО — предоставление помещений для СО НКО в безвозмездное пользование. Сейчас как раз мы проводим второй этап такого отбора. Организации очень ценят этот вид поддержки. У нас порядка 50 офисных помещений. В отборе могут участвовать московские НКО с опытом работы от двух лет.
Помещения передаются в безвозмездное пользование на три года. Те, кто уже работает в офисах, доказывают, что продуктивны и эффективны. Те, кто претендует на них, — тоже. Чтобы вынести решение по помещению, нам приходится измерять эффективность работы некоммерческих организаций, хотя это очень сложная и комплексная задача. В итоге в конце прошлого года часть помещений мы оставили за НКО, которые их занимают сейчас, часть представили ко второму этапу отбора. Информационное и организационное сопровождение конкурса осуществляет специализированный центр «Моя карьера».
НКО как социальные партнеры
Еще одно новое и принципиально важное для нас направление — кастомизация социального запроса города к НКО. В этом случае НКО выступают как исполнители. Мы видим проблемы и знаем, что НКО может их решить: в этом случае мы готовы выделить на решение бюджет.
Один из свежих примеров — трудоустройство людей с инвалидностью. Нам нужно было трудоустроить около ста человек с инвалидностью по зрению, тотально незрячих, а это очень сложная задача. Нужно найти и оборудовать подходящее место работы, обеспечить им занятость и определенный доход. И тут появляется организация «Теплый контакт», готовая выполнить эту задачу. Мы сделали первоначальные вложения в проект: нашли помещение, отремонтировали его, купили оборудование и выделили бюджет на зарплаты сотрудникам. Уже год проект эффективно работает. Компания стала получать коммерческие заказы — на кол-центр, например. И самое поразительное, что предоставляя услуги, они не делают упор на том, что это инклюзивный проект — их выбирают по рыночным критериям. Но, конечно, узнав, что сотрудниками этой организации являются люди с инвалидностью, многие становятся постоянными клиентами. Партнерство с такими социальными предпринимателями для нас очень важно.
Подобных запросов на решение разных проблем сейчас много. И нам бы хотелось, чтобы НКО брали эти запросы и предлагали эффективные решения. Мы готовы инвестировать ресурсы. Но технологии решения, методики, инструменты рождаются внутри НКО, и это традиционно сильная сторона некоммерческого сектора. Мы же можем помогать их масштабировать. За время нашей совместной работы НКО создали более 20 апробированных технологий. Например, Фонд борьбы с инсультом ОРБИ оказывает услуги благополучателям с помощью эрготерапии — это особая технология, целью которой является восстановление утраченных двигательных функций, адаптация человека к нормальной, привычной для него жизни, достижение самостоятельности в быту. А АНО «Вера.Надежда.Любовь» разработала для своих благополучателей технологию «ЭМО» — мессенджер, направленный на преодоление исключенности детей и молодых людей с ментальными нарушениями. Эти и другие технологии мы планируем развивать дальше. И у нас получается хорошая синергия.
Квоты в помощь
В этом году партнерство города, НКО и бизнеса при трудоустройстве людей с ограниченными возможностями здоровья развивается активно как отдельное направление нашей работы.
Работодатели обязаны создавать рабочие места для людей с инвалидностью, квота устанавливается законодательством РФ.
Это 2% сотрудников, если в компании работает более 100 человек (с сентября 2024 года — более 35 человек). И НКО могут оказаться хорошими партнерами для бизнеса в том, чтобы помогать трудоустраивать людей с инвалидностью в свои организации, и таким образом выполнять обязательные квоты по закону. За год мы трудоустроили по альтернативному квотированию свыше 700 человек, из них 400 — в НКО. Среди наших партнеров есть НКО, в которых работает уже 100 человек по квоте от бизнеса, в 2024 году они готовы довести чисто трудоустроенных до 150 человек.
Мы готовы знакомить бизнес с эффективными НКО, чтобы он передавал им свои вакансии и бюджет на персонал. Эта технология работает для компаний, где, из-за особенностей бизнеса, не могут быть представлены рабочие места для людей с инвалидностью.
Мир меняется, социальные задачи тоже, появляются новые целевые аудитории, новые направления работы. И очень важно, чтобы у НКО хватило профессионализма, опыта и ресурсов для решения новых социальных задач. Это вызов нового времени. И для эффективного ответа на него мы готовы объединяться — эффективнее помогать людям вместе.