Новая служба рождается в стационарах столицы. У ее специалистов такие же белые халаты, как и у врачей, но их работа состоит совсем в другом. Они берут на себя все немедицинские вопросы, которых, как показывает жизнь, у человека на больничной койке немало. К примеру, найти родных попавшего в аварию на дороге и сообщить им о беде, просто поддержать пациента перед предстоящей операцией, позаботиться о том, кто встретит его дома после выписки.

Как сообщила заммэра Москвы по вопросам соцразвития Анастасия Ракова, службы социальных координаторов работают уже в 17 больницах, а до конца года будут созданы во всех стационарах департамента здравоохранения. Такие службы будут работать и во всех скоропомощных комплексах, которые в будущем году откроются на территориях шести городских клиник. С марта, когда этот проект только был запущен, его участники оказали поддержку 13 тысячам пациентов. Особенностями своей работы с «РГ» поделилась старший координатор городской клинической больницы имени Л.А. Ворохобова Мария Смирнова: «Особенность нашей клиники состоит в том, что в ней имеется отделение психосоматического состояния. В него нередко попадают больные, что называется, прямо с улицы — с потерей памяти, деменцией и другими заболеваниями. У некоторых при себе нет ни документов, ни телефона... Надо найти их родственников, они ведь наверняка тоже ищут потерявшегося. Очень помогают территориальные центры социального обслуживания: можем просто сфотографировать такого пациента и разослать его фото — соцработники лучше всего знают в лицо своих подопечных».

Попадают в больницу и одинокие пожилые люди, которым после выздоровления надо бы поберечь себя. Городские соцслужбы в таких случаях еще в больнице определяют, в каких именно видах помощи нуждается этот пациент. После выписки к нему может быть прикреплен соцработник для помощи на дому, а при необходимости дадут путевку в геронтологический центр. Нуждающимся помогут оформить инвалидность, получить технические средства реабилитации. «Однажды к нам поступил пациент, который не слышал и не говорил, — вспоминает Ольга Бондарева, соцкоординатор городской клинической больницы N 52. — Чтобы понять, в чем он нуждается, мы пригласили сурдопереводчика. И в результате смогли понять мужчину и помочь ему».

Еще сложнее тем, кому из стационара некуда пойти. Например, бездомным. Но, оказывается, и тут есть выход: можно связаться с Центром социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий имени Е.П. Глинки. Его сотрудники устраивают таких пациентов в одно из своих отделений, где они могут временно разместиться и при желании восстановить утерянные документы, получить содействие в поиске работы.

Больница всегда стресс для большинства людей любого возраста. Иногда человек, долгое время ожидавший важной для него операции, в день ее готов бежать из клиники. На помощь тут приходят психологи — они есть в каждой команде соцкоординаторов. Работают, как и вся служба, с восьми часов утра до девяти вечера. Вместе с врачами участвуют в утреннем обходе, выделяя наметанным глазом тех, кому нужны не только таблетки и уколы, но и моральная поддержка, возможность обсудить предстоящее лечение. Не в меньшей степени в помощи психолога иногда нуждаются и близкие пациента.

Что интересно: этот проект родился на стыке двух департаментов — здравоохранения и труда и социальной защиты населения Москвы. Сотрудники новой службы вовсе не женщины предпенсионного возраста, как представляется многим горожанам образ соцработника. Это москвичи в расцвете сил, способные в день проходить по 15-17 километров, узнавая, в чем именно нуждаются тяжелобольные люди. А для того, чтобы успевать выполнять все запросы, они легко ориентируются в цифровом пространстве. И теперь москвичи могут быть уверены: оказавшись на больничной койке, они не останутся один на один с жизненно важными для них проблемами.