Социальные сети — не только инструмент для общения и получения полезной информации. Это уникальная площадка для поиска работы и карьерного роста. Что необходимо сделать, чтобы вопросы трудоустройства и продвижения по служебной лестнице решались успешно, разбирался «Профиль».

О тонкостях цифрового этикета

Особенность соцсетей в том, что они предполагают опосредованное общение и заочное знакомство. Первое впечатление о человеке складывается из его образа, который он осознанно или неосознанно выстроил. И онлайн-аватар нередко разительно отличаться от реального образа. Например, человек робкий и стеснительный при очных встречах, а общение онлайн дается ему отлично. Бывает и обратная картина.

В этой связи огромное значение приобретает так называемый цифровой этикет. Только не надо стремиться играть придуманную роль. Надо уметь максимально приблизить реальное «я» к виртуальному. Это позволит в дальнейшем при общении с работодателем избежать противоречий и разочарований.

Встречают, как известно, по одежке. «Одежка» в соцсетях — страница пользователя. Поэтому адаптируем профиль для деловой среды. Буквально всё — персональные данные, фото, контакты. Несерьезному контенту нет места. Потому убираем двусмысленные картинки и комментарии. Они могут насторожить потенциального работодателя и существенно снизить шансы на сотрудничество.

Нет смысла перечислять все предыдущие и настоящее места работы. Главное — правильно выстроить позиционирование. Шапка профиля — не просто строчка текста, а визитка в цифровом мире. Кто вы: инженер, бухгалтер, кондитер? Какие услуги предлагаете? Должно быть понятно сразу, что вы серьезно нацелены на поиск работы.

Действовать по шаблону

Следующий шаг — повышение ставок. Необходимо обозначить конкурентные преимущества. Лаконично и исчерпывающе. Например, «Анна, кондитер, пеку десерты для тех, кто занимается фитнесом». Сразу ясно, на кого ориентировано предложение и чем продукт отличается на рынке.

Общение с рекрутерами и руководителями через личные сообщения — самый прямой способ быстро установить контакт. Но неправильно составленное обращение может произвести обратный эффект. Эйчары и руководители не любят сообщений в духе «предлагаю сотрудничество, если заинтересует — обсудим подробнее».

Какой резон работодателю тратить время и выяснять подробности? Ему нужны не вопросы, а ответы, которые должен дать соискатель буквально в нескольких словах. Чтобы сэкономить свое и чужое время, есть смысл подготовить «рыбу» такого сообщения, которую можно дополнять под каждую конкретную ситуацию.

Еще совет: лучше обращаться напрямую к нужному человеку, а не в личные сообщения сообществ. Там легко потеряться в потоке спама. Кроме того, адресат оценит исследовательский подход. Во многих случаях это будет плюсом при поиске работы в соцсетях.

Распространенная ошибка — чтобы казаться профессионалом, многие соискатели «включают» скепсис и цинизм. Между тем зачастую именно это и отталкивает работодателей. Открытость и естественность значительно увеличивают шансы на успех.

Когда молчание — серебро, а слово — золото

Участие в профессиональных сообществах также увеличивает шансы быть замеченным потенциальными работодателями и заказчиками. Важно не просто состоять в группах, а участвовать в них, самим инициировать обсуждения. Такая активность, вполне вероятно, не останется без внимания. Экспертные вопросы, ответы и комментарии способны принести не только уважение коллег, но и новые проекты.

Узнать в числе первых о вакансии достаточно просто. Например, чтобы реализовать себя в качестве продавца-стилиста в бутике модной одежды, есть резон подписаться на аккаунты магазина в соцсетях. Высока вероятность, что компания опубликует информацию о поиске нового сотрудника на своей странице.

Тем самым работодатели хотят привлечь в команду мотивированных и заинтересованных людей. С их точки зрения, активные подписчики из соцсетей проявят лояльность к бренду, ведь они многое знают и о компании, и о ее корпоративной культуре.

В сообществах представлены не только развлекательные материалы, но и полезные советы и тренды в сфере трудоустройства. В каких сферах сейчас есть вакансии, на что смотрят рекрутеры, как правильно оформить резюме и сопроводительное письмо — все это можно узнать через соцсети.

Есть смысл предварительно изучать комментарии: среди подписчиков могут быть эйчары интересующих вас компаний. И, конечно, не стесняйтесь писать свои отклики. Участие в обсуждениях, предложение конструктивных вариантов повышает шанс быть замеченным.

При этом важна скорость реакции — самые вкусные «плюшки» достаются самым шустрым. Например, сейчас набирают обороты отечественная сеть для бизнеса TenChat и видеосеть для креативного сообщества Yappy. Вывод: надо в них войти, чтобы расширить воронку поиска работы и открыть дополнительные возможности.

О преимуществах экспертного профиля

Чтобы быть в тренде, надо создать видеовизитку в дополнение к резюме. Она покажет не только ваш профессионализм, но и умение выступать на камеру. Соцсети — самое место для демонстрации цифровых навыков. Покажите, что вы быстро берете новые инструменты на вооружение и сможете использовать их для решения рабочих задач.

Публичность все-таки не для всех. Размещать на постоянной основе экспертные статьи или видеообзоры необязательно. Другое дело — периодически делиться профессиональными достижениями. Размещать сообщения в тех соцсетях, где это принято, по значимым событиям. Допустим, успешно завершен какой-то проект — это повод о нем рассказать.

Экспертные профили особенно актуальны для самозанятых, индивидуальных предпринимателей, руководителей и тех, кто работает по договору авторского заказа. Им необходимо транслировать свой профессионализм, и соцсети — хорошая площадка, на которой можно и нужно предлагать свои услуги на рынке.