«Как я могу помочь?» − первый вопрос, который волнует тех, кто заинтересовался темой сиротства. Конечно, лучшее, что можно сделать — взять ребенка в семью. Но не у всех есть такая возможность. К счастью, помочь ребятам в детских домах могут и те, кто по каким-то причинам не готов стать приемным родителем. Например, во многих регионах России сейчас активно развивается движение наставничества. И сегодня мы хотим рассказать как раз об этом.
Осенью 2020 года в Москве стартовал проект «Давай ДруЖИТЬ!». Он — для неравнодушных людей, готовых помогать детям. Подробнее о том, как появилась идея такого социального волонтерства, нам рассказала Анжела Романенко — начальник отдела по работе со СМИ столичного Департамента труда и социальной защиты населения.
А. Романенко: Я считаю, что начало проекта зародила встреча в конце 2019 года с нашим известным бойцом, спортсменом Хабибом Нурмагомедовым. Это была такое масштабное мероприятие, когда Правительство Москвы организовало встречу с 1,5 тысячами московских подростков, детей из семей в сложных жизненных ситуаций. Встреча прошла замечательно совершенно. Ребята были невероятно воодушевлены, и после встречи, когда мы начали получать обратную связь, поняли, что даже одна встреча может послужить невероятным мотиватором для детей. То есть где-то это было немножечко трогательно, где-то наивно, но мы видели явные перемены мировосприятия у многих ребят. И тогда мы с коллегами подумали, почему бы такие встречи не сделать постоянными? То есть почему бы, исходя из запросов, пожеланий, увлечений ребят, не создать проект, который поможет ребенку приобрести наставника? Ребятам очень понравилась идея, когда мы сказали, что готовы выложить на специально созданном сайте «Давай ДруЖИТЬ!» их пожелания, ребята очень воодушевились. И после того, как создали этот ресурс и запустили проект, мы увидели еще и интерес со стороны общественности. То есть увидели, что реально людям интересно, когда они не просто оказывают абстрактную помощь, а когда понимают, кому оказывают поддержку и смотрят в глаза ребенку, которому помогают. Это заряжает невероятно и ребенка, которому помогают, и человека, который помогает, тоже.
За два года участниками проекта «Давай ДруЖИТЬ!» стали более 600 ребят. Кстати, это не только сироты, но и дети, чьи семьи оказались в трудной жизненной ситуации.
А. Романенко: Как правило, это подростки, потому что именно в подростковом возрасте, во-первых, для детей очень важный элемент — наставничество, а во-вторых, дети реально находятся на перепутье. Они еще не очень хорошо знают себя, поэтому очень важно в этот период их поддержать, и чтобы появился вот такой действительно значимый взрослый, который им укажет дорогу, направит, смотивирует. Кроме того, многих ребят в подростковом возрасте еще интересуют и какие-то вещи, связанные с будущей профессией. У кого-то исполнилось желание проехать с настоящим машинистом в вагоне метро, кто-то прокатился на спортивном самолете. То есть, на самом деле, желания абсолютно разные. Единственное и самое главное, что эти все желания объединяет — это то, что действительно они очень мотивируют и вдохновляют ребят.
Исполнить мечту ребенка может любой человек, готовый поделиться своим профессиональным опытом. Вот, например, Александр Усанов занимается фотографией более 15 лет. Сейчас он работает в Департаменте транспорта Москвы и о проекте «Давай ДруЖИТЬ!» узнал от коллег.
Виктория растет в многодетной семье. Ее мама одна воспитывает четверых детей. Девочка мечтает стать фотографом, но профессионального фотоаппарата у нее пока нет. Поучаствовать в проекте «Давай ДруЖИТЬ!» ей предложил специалист семейного центра «Косино-Ухтомский».
И вот Александр с Викой встретились...
А. Усанов: Мы выбрали локацию в метро. Это непростой жанр, то есть сама съемка в общественном месте, где люди, транспорт... Это достаточно полевые, сложные условия, потому что они стрессовые. Немногие готовы снимать людей, снимать такую... достаточно активную историю. Она внимательно меня слушала, все мои какие-то команды. Я думаю, что в ней сразу загорелось желание. У нас достаточно живой репортаж был, поэтому всё получилось хорошо. И кадры хорошие, вот когда мне показали, что она сняла, как нас снимали...
Корр.: Вика, а до встречи с Александром ты уже пробовала сама что-то фотографировать?
Вика: Да, пробовала. Но я не могла здраво оценить свои фотографии, а после встречи с Александром я начала немножко понимать, как это работает, и у меня стало лучше получаться.
А. Усанов: Наставничество — это передача энергии через какие-то свои знания и видение. Это всегда заряд такого полезного, доброго дела, потому что, когда хорошо поработал, когда действительно ты вложился в человека, то он потом с этой энергией идет дальше по жизни. Это классно. Это заряжает.
Взрослые участники проекта могут не только исполнить какую-то одну мечту ребенка, но и стать постоянными наставниками. Сейчас таких шефских пар в «Давай ДруЖИТЬ» уже 13.
Корр.: Как складываются вот эти пары постоянных наставников — ребенок и взрослый? Вот пришел к вам взрослый человек, он хочет стать наставником. Как вы понимаете, что он подойдет как наставник именно этому подростку, а не другому?
А. Романенко: Здесь мы уже работаем в тесной связи с благотворительными организациями, где наши будущие наставники проходят такой экспресс-курс обучения, для того чтобы понять, готов ли человек на постоянной основе взаимодействовать, потому что бывает всякое. У человека первый порыв, а потом он приходит, начинает общаться с ребенком и после одной-двух встреч понимает, что, наверное, не рассчитал немножечко свои силы. Стараемся это минимизировать. Здесь мы очень доверяем нашим коллегам из благотворительных организаций, которые имеют опыт подготовки волонтеров, наставников, ну и плюс сами тоже много разговариваем, взаимодействуем с людьми, которые хотят принять участие в проекте, потому что здесь очень важно не только помочь, но еще и ненароком не травмировать ребенка, особенно если вопрос касается ребенка из детского дома.
На официальном сайте проекта «Давай ДруЖИТЬ!» можно увидеть анкеты ребят и узнать, о чём они мечтают. Если вы давно хотели помочь, но не знали как — самое время сделать первый шаг!
Стремление стать для подростка старшим товарищем, наставником — это прекрасно. Но даже если ваше желание искренне и идет от чистого сердца, подходить к делу надо, хорошенько всё обдумав и взвесив свои силы. Особенно если речь идет не о какой-то разовой помощи, а о долгосрочных отношениях. Но вот вопрос: как понять, готов ли ты к наставничеству, подходишь ли для этого? За ответом мы обратились в благотворительный фонд «Арифметика добра», где уже седьмой год действует проект «Наставничество». И поговорили с двумя психологами фонда: Юлия Солдатенкова занимается обучением и подготовкой будущих наставников, а Олеся Шишкина — сопровождением уже сложившихся пар.
Корр.: Юлия, как определить человеку, что он способен не просто прийти, пообщаться с ребенком и уйти, а именно строить какие-то долгие отношения?
Корр.: То есть вот сходу сказать нельзя?
Ю. Солдатенкова: В принципе, кто такой наставник? Это хорошо обученный волонтер. На самом деле, таких волонтеров, которые пришли и точно знают и уверены, и действительно могут стать наставниками такими длительными, устойчивыми, достаточно мало. Мы трансформировали свою программу обучения и пришли к тому, что оно у нас начинается с онлайна, где могут все обучиться, кто хочет, не обязательно им становиться наставниками после этого. Они уже понимают чуть больше и про сиротство, и про себя как человека, который хочет помогать, кто он всё-таки. То есть мы даем возможность определиться: вы действительно пришли туда или вам нужно в каком-то другом направлении идти? Просто в волонтерство, нет в этом ничего плохого. Возможно, вам вообще не сюда, вам нужно в опекунство, и у вас вся мотивация в ту сторону. То есть в процессе обучения мы как раз даем возможность вот это понять человеку. На этапах вхождения в обучение чаще всего люди очень колеблются и не могут до конца для себя определить − это их история или не их история.
Ю. Солдатенкова: Кто-то может, но я бы сказала, что это преждевременные выводы. Всё-таки нужно немножко разобраться. Да, Олеся?
О. Шишкина: Да. Дело в том, что очень часто мы встречаем кандидатов в наставники, которые приходят как бы на таком импульсе: увидели рекламу в соцсетях, на просторах интернета или просто плакат — и срабатывает импульс в данный момент, в данную секунду: почему бы и нет? Я хочу, я могу. А когда они уже приходят и непосредственно проходят обучение, начинают узнавать сами что-то, читать по теме, узнавать, всё-таки с чем придется столкнуться, что это за роль такая. И только после этого человек может более-менее как-то однозначно для себя ответить, могу я или не могу.
Ю. Солдатенкова: Когда мы уже включаем активную фазу, там уже есть некоторый отсев. Люди сами уходят: или уходят в какую-то другую деятельность, либо просто идут думать.
О. Шишкина: Также мы, в свою очередь, как специалисты проводим отбор. Если мы понимаем, что всё-таки у человека недостаточно ресурсов в данный момент или вообще, в принципе, то с помощью психологической консультации можно человека переориентировать, показать ему какие-то другие, более подходящие для него варианты оказывать такую волонтерскую помощь, но не в наставничестве.
Корр.: Олеся, я так понимаю, у вас довольно много таких пар − наставник и подопечный, да? Вот кто эти люди, которые так успешно общаются долго с детьми? Есть какой-то усредненный портрет или это разные люди?
О. Шишкина: Ну, наверное, усредненного портрета нет, потому что я бы сказала, что каждая история наставнической пары — она правда уникальна. Как уникальны наставники, так уникальны и дети с их потребностями.
Корр.: Есть ли какие-то качества, при наличии которых можно сразу понять, что не годится человек в наставники?
Ю. Солдатенкова: Если мы видим, что наставник неспособен поддержать безопасность жизни и здоровья ребенка или может навредить, то это абсолютно качество, которое мы не допустим. Это самое первое. Коммуникативные навыки. Если человек не умеет вообще контактировать, то как ему быть с ребенком?
О. Шишкина: Одна из основных задач наставника — это помочь ребенку расширить круг общения и наладить коммуникацию, точнее коммуникативные навыки. Отработать эти коммуникативные навыки. И очень многие дети отмечают, что наставник расширяет их круг общения. Он знакомит ребенка со своими друзьями, родственниками, иногда даже с коллегами по работе. Приводит на работу, показывает, где он работает, с кем он работает, и как он это делает, поэтому зона роста наставнической пары — это как раз расширение круга общения.
Ю. Солдатенкова: Еще одна сторона — это отсутствие гибкости такой... психологической, то есть, когда человек не меняется, не идет на какие-то компромиссы. Это точно не наш человек, такой жесткой позиции. Что еще? Ну, наверное, какие-то агрессивные отношения к миру, особенно высказывания политические, религиозные, может быть, какие-то сексуальные взгляды. Еще важная тема — это какие-то серьезные психологические травмы, испытанные человеком. У нас есть прям правило: год от потери близкого родственника, любого человека, который близок был. Но, тем не менее, часто бывает, что несколько лет проходит, а люди не прорабатывают травматический опыт (необязательно это потеря родственников, это может быть любой опыт, который сильно повлиял на личностные характеристики человека), и он этого не признает, а мы, тем не менее, это видим в процессе. Это тоже, достаточно такой... важный критерий, но тут, конечно, с этим мы обходимся бережно. Стараемся помочь, стараемся направить. Ну я бы сказала, что это, конечно, не про личность в целом, это какой-то период. То есть в этот период жизни может не подойти эта форма. Может, в другой подойдет идеально.
Корр.: То есть сначала нужно решить свои психологические проблемы, а потом уже идти помогать другим?
Ю. Солдатенкова: Да. Ну я вот на тренингах часто говорю эту историю: «Как в самолете − сначала маску себе, потом ребенку». Ресурсом нужно сначала наполниться наставнику, потому что неизбежна трата, особенно во время установления контакта нового с подростком. И только потом уже этот ресурс давать ребенку. Если человек приходит не в ресурсе (такое слово, часто употребляемое), не в силах (ни в психологических, может быть, ни в физических), то, конечно же, дать ребенку что-то, быть активным, вовлеченным человеком не получится, а то и можно иногда навредить. Когда мы видим травматический опыт, мы очень тщательно смотрим за таким кандидатом и, если нужно, мы действительно откладываем, на паузу ставим или, если совсем там всё плохо и нужна большая проработка, то бережно исключаем из этой деятельности.
О. Шишкина: Еще, наверное, немножко добавлю. Одно из главных и основных правил — это время. У человека должно быть время на то, чтобы эту деятельность осуществлять, потому что мы всегда говорим, что это наставничество долгосрочное и оно регулярное. И если человек такой активный по жизни: у него есть семья, у него есть работа, хобби и, возможно, есть свои дети или, может быть, нет своих детей, но у него несколько работ, и при этом он еще приходит и заявляет о том, что он хочет стать наставником, то здесь тоже возникают вопросы, прежде всего, к нему самому. А хватит ли его? Хватит ли его свободного времени на то, чтобы еще и выделять вот сюда? Он найдет минимум два часа в неделю на очные встречи с ребенком? Ну а чаще всего это, конечно, не два часа, а это всё-таки больше времени: до ребенка нужно доехать, его нужно куда-то вывести, с ним провести время и вернуть обратно, поэтому это как минимум полдня. Это очень важно. Очень важно, чтобы действительно это общение, оно было именно на регулярной основе. То есть не так, что я пришел раз в месяц, появился такой человек-праздник, провел весело время и потом на месяц пропал. То есть наставничество — это такое... регулярное, долгосрочное, каждую неделю такие встречи. Конечно, это не относится к отпуску, когда мы простудились, то есть, да, понятно, что это такие жизненные моменты, и они важные, но остальное основное свое время нужно понимать, что это вот такая регулярность.
Ю. Солдатенкова: Наши ценности — это безопасность, партнерство, диалог и ответственность. Мы вокруг вот этих качеств, ценностей своей программы всегда плаваем, смотрим баланс такой.
О. Шишкина: Я что еще могу добавить... Такая мысль, которую тоже мы часто наставникам транслируем перед тем, как они вступают в отношения с ребенком, что задача наставника − посмотреть на ребенка с чисто белого листа как раз для того, чтобы открыть в нём что-то новое, не действовать по тем ярлыкам, которые кто-то ранее навесил на ребенка.
Корр.: То есть непредвзято относиться.
О. Шишкина: Да, да, непредвзятое отношение. И как раз помочь ему стать самостоятельным, открыть в нём какие-то хорошие личные качества, которые ему будут дальше по жизни помогать.
Пришло время самой главной рубрики радиожурнала. Мы хотим познакомить вас с нашей новой подопечной, которая тоже хочет помогать людям — таким же подросткам, как и она. Правда, сегодня юная москвичка сама нуждается в нашей с вами помощи...
ГДЕ ЖЕ ТЫ, МАМА?
Беседа с Леной началась вполне обыденно, но... Впрочем, лучше послушайте сами.
Корр.: Лена, расскажи, пожалуйста, ты в каком классе учишься?
Лена: В седьмом.
Корр.: И как? Нравится учиться?
Лена: Да, я хорошистка. На три четверки отстаю от отличницы.
Корр.: У тебя только три четверки? Классно! По каким предметам?
Лена: Физика, обществознание и по географии.
Корр.: Через два года будешь сдавать ОГЭ. Уже думаешь, какие сдавать предметы?
Лена: Да, историю с обществознанием.
Корр.: Почему именно их?
Лена: Потому что я буду поступать в колледж МВД.
Корр.: А почему?
Лена: Ну потому что хочется помогать детям, которые попали в не очень благоприятную обстановку в семье. Ну я просто сама с этим сталкивалась, и хочется помогать.
Корр.: С чем сталкивалась?
Лена: С проблемами в семье и вообще — что такое, когда неблагополучные семьи, когда в семье ребенок становится беспризорником из-за этого.
Корр.: Тебе помогли?
Лена: Мне да.
Корр.: Просто обычно ребята побаиваются полиции. А ты — нет?
Лена: Ну это смотря какие ребята, и какие сотрудники с ними работали. Бывают сотрудники, которые сказали: «Всё. Ты едешь в детдом». А бывают, которые с тобой прорабатывают эту ситуацию, которые вот становятся для тебя опорой.
Корр.: То есть ты хочешь работать где? В отделе по делам несовершеннолетних?
Лена: Да, в ПДН.
Корр.: То есть уже прям точно знаешь куда?
Лена: Да.
Необычное желание для 14-летней девочки, правда? Но вот ее педагог, Полина Коваленко, совсем не удивляется.
П. Коваленко: Леночка — это удивительная девочка! Коммуникабельная, активная, с которой очень легко найти общий язык. По натуре это лидер. Она прекрасно ладит как со сверстниками, так и со старшими, то есть она всегда поможет педагогам, к ней можно обратиться за советом, она поддержит. Свою будущую жизнь наша воспитанница хочет посвятить помощи людям, поэтому и профессию она выбрала социальную. Лена обожает находиться в кругу близких людей, друзей. Для нее это действительно важно. Девочка увлекается в свободное время литературой, участвует в конкурсах чтецов (неоднократно занимала призовые места). Она очень талантливая, очень творческая, обожает читать стихи, участвовать в актерских сценках. Без ее участия у нас в центре не проходит ни одно мероприятие.
В разговоре с Леной выяснилось, что она действительно любит поэзию. Не секрет, что многие подростки сходу вспомнят разве что Пушкина. Ну, может быть, еще Лермонтова. А Лена?
Корр.: Есть любимое стихотворение?
Лена: Да. «Шаганэ», Есенин.
Корр.: Ух ты!
Лена: Хорошее стихотворение.
Корр.: Хорошее. Есенин вообще очень лиричный.
Лена: Какой-то он простой — писал, как видел.
Корр.: Кроме Есенина какие поэты нравятся?
Лена: Рубцов. Апухтин вот тоже стихи хорошие пишет.
Корр.: А часто участвуешь в каких-то конкурсах?
Лена: Да. Ну вот у нас каждый месяц они проходят, и каждый месяц участвую.
Корр.: Ты сама выбираешь стихи, которые будешь читать, или тебе рекомендуют?
Лена: Мне советуют, а там я уже отталкиваюсь от... нравится мне там содержание... Если там мне что-то нравится, но я бы что-то подкорректировала, я просто ищу стихи, похожие по содержанию, только совершенно другие.
Корр.: А еще чем ты увлекаешься? Что любишь?
Лена: Фильмы смотреть. Мелодрамы.
Корр.: Про любовь?
Лена: Ну да.
Корр.: А книжки какие любишь читать?
Лена: Про подростков, про их взаимоотношения.
Корр.: То есть про своих ровесников?
Лена: Ну да.
Корр.: Думаешь, это поможет в будущей работе?
Лена: Думаю, да.
Корр.: Скажи, пожалуйста, Лен, а как бы ты описала свой характер?
Лена: Оптимистичный я человек! Никогда не унываю.
Корр.: Ты бы хотела что-нибудь исправить в своем характере?
Лена: Да, я очень вспыльчивая.
Корр.: Из-за чего можешь вспылить?
Лена: Ну... если затронут там тему про семью или еще что-то.
Корр.: А, то есть если что-то обидное скажут?
Лена: Ну да!
Корр.: А если про тебя обидное скажут?
Лена: Ну и ладно! Я же знаю для себя свою правду — то, что это не так.
Корр.: То есть за близких людей более обидно?
Лена: Да!
Корр.: А если ты с кем-то поссоришься, кто первый мирится?
Лена: Я.
Корр.: Даже если не ты виновата?
Лена: Ну да.
Корр.: А почему?
Лена: А зачем ссориться-то? Можно ж просто поговорить. А можно вообще не ссориться. Это тоже как вариант очень хороший.
Лена действительно очень жизнерадостна: во время нашего разговора на ее лице то и дело появляется искренняя улыбка. А иногда в карих глазах начинают плясать веселые чертики — так и хочется улыбнуться в ответ!
Корр.: Лен, а как ты думаешь, вот лет через десять ты какой будешь?
Лена (с озорной улыбкой): Красивой, статной замужней девушкой!
Корр.: Прям обязательно замужней?
Лена: Конечно!
Корр. (с шутливой серьезностью): Детей заводить будете?
Лена: Да!
Корр.: Как ты думаешь, родители должны быть строгими?
Лена: Они должны быть справедливыми. В каком-то смысле строгими, а в каком-то мягкими. Ну вот надо всё как-то 50 на 50 распределять. Где-то наругать, где-то похвалить, где-то поблажку дать.
Корр.: Ну то есть не всё разрешать?
Лена: Ну да! А что тогда получится? Разбалованный ребенок, который не знает слова «нет», и что он будет делать потом в жизни без помощи родителей, если они будут всегда ему всё разрешать? Ну... Хочешь сходить в кино — на тебе денежку, не хочешь приходить — не приходи... Ну это... плохо.
Корр.: Лен, а если бы какие-то люди заинтересовались тобой и захотели бы с тобой познакомиться, ты бы как к этому отнеслась?
Лена: Положительно.
Корр.: То есть ты бы хотела жить в семье?
Лена (одновременно): Даже очень положительно.
Корр.: Какая семья тебе бы понравилась? Как ты себе представляешь идеальную семью?
Лена: Маму, которая заботиться о детях, которая переживает за них. Папа сильный, строгий. Ну и брат, сестра, кто-нибудь там еще...
По словам Полины Борисовны Лена давно мечтает о семье и очень переживает, что мама и папа для нее всё никак не найдутся.
П. Коваленко: Она сама это объясняет тем, что есть такая склонность, что не берут подростков. Был день открытых дверей, когда приходят люди... она прямо им говорит: «Вы не хотите меня брать, потому что я уже взрослая»... Или когда я ее фотографирую для базы данных, она всё время говорит: «Сделай помладше, чтобы меня забрали в семью». И она очень хочет, она очень расстраивалась, всё время спрашивала: «Почему забрали не меня?»
И действительно — почему?
Кстати, Лена тоже участвует в московском проекте «Давай ДруЖИТЬ». И ее мечта — поближе познакомиться с работой полицейских — пока не исполнена. Как не исполнена и другая — самая сокровенная...