Как некоммерческий сектор налаживает диалог с государством и существует ли сегодня «индустрия» благотворительности в России — о чем еще говорили на конференции «Ведомостей».
На чем строится партнерство с государством
Первый заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Александра Александрова уверена, что у государства и некоммерческих организаций единая цель — помочь человеку, которому сейчас труднее всего. Разница состоит только в том, что государство видит ситуацию сверху, а НКО находятся рядом и понимают потребности людей более тонко.
Главная задача, по мнению спикера, сблизить эти позиции и усилить партнерство. Основной же инструмент достижения партнерства — побыть на стороне НКО, глубоко погрузиться в их работу, буквально почувствовать ее руками.
«В прошлом году наш департамент отобрал 70 чиновников и направил их на стажировку в НКО. Ничто не помогает лучше понять процессы и технологии как такое погружение», — утверждает Александрова.
В то же время, несмотря на близость некоммерческих организаций к людям, они не всегда могут быть в курсе, какая помощь и в каком размере нужна. По словам эксперта, благодаря технологиям и большим данным государство может отследить те категории граждан, которые не обращаются в НКО, однако им тоже нужна помощь.
Еще одна задача не теряет своей актуальности — обучение организаций правильно писать заявки на гранты. Сейчас ни одна грантовая поддержка не существует без соответствующего обучения, утверждает Александрова. В частности, Москва предлагает большое количество подобных программ для НКО — от завтраков до стратегических сессий.
Пример подхода к качественной заявке также рассказала генеральный директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко Мария Морозова.
«Все наши общероссийские программы мы проводим через региональных партнеров — без них мы не сможем ни эффективно потратить ресурсы, которые нам выделяются, ни оставаться в тесном контакте с благополучателями.
«Наши партнеры проводят обучающие вебинары и стратегические сессии даже на самых маленьких территориях — чтобы местное сообщество могло лучше понять, в чем суть конкурса, что от них ожидают. Только так можно предложить идеи для проектов, которые на самом деле отразят ключевые проблемы на той или иной территории, и написать хорошую заявку», — уверена Морозова.
Советник по развитию фонда «Наше будущее» Роман Давыдов заявил, что при оценке проектов их команда всегда оценивает социальный возврат инвестиций. Выяснилось, что на каждый вложенный в социальных предпринимателей рубль фонд в среднем получает возвратом три рубля социальных благ.
Этого удалось добиться за счет создания целой импакт-экосистемы вокруг фонда, куда входят собственная лаборатория соцпредпринимательства, собственные акселераторы, конкурсы. Благодаря такому подходу поддержанные НКО быстро становятся самодостаточными и уже сами начинают осуществлять поддержку своих регионов.
Директор Благотворительного фонда развития филантропии «КАФ» (некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента) Мария Черток согласна, что за последнее время государство ввело массу новых инструментов, улучшающих жизнь некоммерческих организаций. Например, на волне ковида НКО наряду с бизнесом смогли получить необходимые субсидии. С другой стороны, объем бюрократической отчетности для НКО продолжает оставаться колоссальным, независимо от размера организации.
Благотворительность — это индустрия?
Председатель правления благотворительного фонда «Друзья» Оксана Разумова уверена, что сегодня благотворительность в России — это индустрия, причем молодость — ее главный плюс, так как в ней происходит гораздо больше изменений, чем в любой устоявшейся индустрии. Главная задача сектора при этом — профессионализация отрасли, а задача властей — понять, когда «можно начать доверять своему ребенку-подростку, отпустить его и позволить ему расти самому».
Учитывая, в каких условиях часто работают сотрудники НКО — постоянная нехватка ресурсов, высокий уровень стресса и при этом рост спроса на услуги, — люди в НКО как минимум не менее профессиональны чем в бизнесе, уверена Мария Черток.
«За последнее время сектор сильно профессионализировался — это видно по тому, как растет его инфраструктура. То есть разными инфраструктурными потребностями занимаются разные организации: кто-то учит, кто-то консультирует и так далее. Также появились разные способы удостоверения качества: рейтинги, реестры. Кроме того, сектор стал в определенной степени известен широкому населению — почти все знают, что такое фонд и кто такой волонтер», — заверяет Черток.
Александра Александрова утверждает, что некоммерческий сектор стал не просто партнером государства наряду с бизнесом, но НКО, по ее словам, являются законодателями методик в социальной сфере. Государство, в свою очередь, может только эти методики тиражировать, но не создавать.
Сколько должно быть контроля
При этом «партнерство» все-таки не всегда получается справедливым. Так, Мария Черток еще раз обращает внимание, что в последние годы усиливается закрепощение НКО в плане строгости отчетности и жажды контроля.
Однако, это вполне нормальный подход для партнеров, уверен директор по устойчивому развитию и член управляющего комитета директоров компании L’Oreal в России Василий Фокин. По его мнению, в бизнесе контроль — это данность, и дело тут не в отсутствии доверия, а в давно установившихся правилах — все контролируют друг друга.
Мария Морозова также утверждает, что контроль — это неизбежная история в силу ограниченности любых ресурсов, за которые приходится конкурировать и доказывать на них свое право. К тому же для некоммерческого сектора особенно важно проявление ответственности перед людьми, для которых они работают.
«Мы все вмешиваемся в жизнь реальных людей, и, чтобы не возник комплекс Бога — у донора или у организации, — мы должны быть уверены, что ресурсы не только прозрачно потрачены, но и что благодаря нашему вмешательству мы добились тех результатов, под которыми подписались» , — уверена эксперт.