Участники встречи обсудили повышение доступности городской среды для людей, имеющих проблемы со зрением.
В Доме Правительства прошла встреча вице-премьера Татьяны Голиковой с учащимися 11-го «Б» класса школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых Москвы. Во встрече также приняли участие директор школы, социальный педагог — классный руководитель Иван Вишнивецкий, заместитель мэра Москвы Анастасия Ракова, руководитель департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Евгений Стружак, а также представители Минтруда России, Минпросвещения России, Минздрава России, Минтранса России и Минстроя России.
«Очень рада приветствовать вас в стенах Дома Правительства Российской Федерации. После нашей встречи в вашей школе, ребята, у меня остались самые лучшие впечатления», — отметила вице-премьер, обращаясь к учащимся. 1 сентября 2021 года Татьяна Голикова посетила школу и предложила ребятам сделать проект по вопросам доступности Москвы. Ребята провели большую работу, обобщили имеющийся положительный опыт по адаптации городской среды для слепых и выявили проблемные вопросы. По итогам реализации проекта был смонтирован видеоролик и представлена презентация с предложениями, как повысить доступность городской среды для людей, имеющих проблемы со зрением.
В России более 330 тысяч людей имеют инвалидность в связи с нарушениями зрения, из них более 31 тысячи — дети. Многие незрячие жители Москвы передвигаются по городу самостоятельно. При передвижении по городу незрячему человеку, как и любому другому, часто приходится пользоваться общественным городским наземным транспортом. Учащиеся предложили разработать мобильное приложение, которое позволит удобно пользоваться транспортом при поездках, а также распространить «Службу помощников» в московском метро и на другие города. «Мы очень часто пользуемся метро и предлагаем — на каждой станции метро, МЦД и МЦК сделать щуц-линии; на входах, выходах и переходах сделать звуковую систему навигации», — подчеркнул Федоров Илья. Минин Александр также отметил, что в Москве более 90% светофоров оборудовано звуковым сигналом, что может быть применено и в других регионах.
Как отметили учащиеся, для безопасного и комфортного передвижения по городу нужна тактильная плитка. В Москве пешеходные переходы оформлены модульными конструкциями из гранита. «Отсутствие тактильной плитки вызывает ряд проблем у людей с нарушениями зрения, так как она необходима для безопасного и комфортного передвижения по городу, мы сами в Москве даём предложения, где она нам необходима», — подчеркнул Шайкин Никита. Ребята предложили применять плитку по конкретным запросам незрячих, где это действительно нужно, разработать дешёвые долговечные материалы для изготовления тактильной плитки, а также привести к единообразию нормативные требования.
Отдельное внимание на встрече было уделено брайлевским дисплеям. «Для учёбы, работы, общения, чтения книг некоторым незрячим людям необходим брайлевский дисплей. Мы на нём работаем в школе, но это хорошее личное средство коммуникации. И нам бы очень хотелось, чтобы дисплеи выдавали всем, кому они нужны», — сказал Фёдоров Илья. Ребята попросили внести брайлевские дисплеи в федеральный перечень ТСР для слепых. «Сейчас такие дисплеи по федеральному перечню технических средств реабилитации положены только слепоглухим, для слепых нет. Мы понимаем, что не все слепые люди смогут им пользоваться, а такой прибор недешёвый и выдавать его всем неэффективно, поэтому мы предлагаем критерии для назначения дисплеев в индивидуальную программу реабилитации», — подчеркнул директор школы Иван Вишнивецкий. Татьяна Голикова поручила профильным ведомствам проработать вопрос критериев.
Кроме того, ученики отметили, что необходимо, чтобы было больше видеороликов, в которых рассказывается, как правильно помогать слепым людям в конкретном учреждении, например в торговом центре, магазине, аптеке, центре развлечений, — это позволит сделать их жизнь более насыщенной. А также попросили о создании единого информационного портала, на котором была бы собрана вся информация, касающаяся жизни незрячих людей.
«В заключение хотелось бы отметить положительный опыт Москвы, поскольку была проведена колоссальная работа по улучшению доступности в городе. Мы считаем, что опыт Москвы послужит хорошим примером для заимствования другими регионами по всем тем вопросам, которые мы сегодня сообщили», — отметил Шмелёв Кирилл.
Татьяна Голикова поблагодарила учащихся за встречу и их труд и пообещала, что все поступившие предложения будут тщательно проработаны, а также поздравила ребят с наступающим Новым годом и вручила им подарки.
«Вы уникальные, старательные, переживающие за окружающих — не за себя, а за других. Наша встреча проходит в преддверии Нового года, и я вам искренне желаю, чтобы ваши желания, которые вы внутренне загадали, обязательно сбылись. Чудо есть с нами всегда. Это самое светлое ощущение, которое только может быть», — подчеркнула вице-премьер.