Уровень безработицы в Москве за последние полгода снизился в 2,5 раза. Одна из причин — коренная модернизация столичной службы занятости.
Столичная служба занятости была создана в 1990 году. Распространен стереотип, что это окошко, где выдают пособия по безработице, но это давно не так. Москва за три года реформ преобразовала старый формат «биржи труда» в государственную кадровую службу, целью которой является трудоустройство соискателей. Однако ее функционал не ограничивается предложением подходящих вакансий.
Карьерное консультирование, тестирование, обучение
На первичном интервью карьерный консультант определяет, с каким запросом человек обратился в службу и насколько ему в состоянии помочь специалист. Тот, кто нацелен на поиск работы, может рассчитывать на профессиональную помощь экспертов. Кандидатам помогают составить или скорректировать резюме под требования вакансии, делая акцент на тех качествах, которые работодателю наиболее интересны. Для этого проводится подробное интервьюирование соискателя и тестирование«.
«Каждый житель Москвы может бесплатно пройти оценку компетенций и навыков в Центре занятости населения. В нашем арсенале более 120 профессиональных тестов, — делится исполняющая обязанности директора Центра занятости населения Москвы Мария Устинова. — Результаты заносятся в резюме, что повышает доверие к кандидатам со стороны работодателей, и на их основе эксперты разрабатывают дальнейшую карьерную стратегию соискателей».
Если специалисты центра понимают, что профессия соискателя устарела или у него был долгий перерыв в работе, то направляют таких кандидатов на профессиональное обучение. В центре есть огромное количество программ, рассчитанных на три основные аудитории. Это те, кто официально признаны безработными, мамы с детьми до семи лет и люди в возрасте 50+.
Любой человек, независимо от уровня образования и квалификации, испытывает стресс, находясь в поиске работы. Доверив процесс трудоустройства Центру занятости населения «Моя работа», кандидат получит персонального профессионального помощника, сопровождающего его на каждом этапе, поясняет Мария Устинова: «Ежемесячно наши карьерные эксперты проводят тренинги, чтобы соискатели получили необходимые знания и навыки и почувствовали себя увереннее на пути к желаемой работе».
Спрос и предложение
На сегодняшний день в службе занятости самая большая база вакансий в Москве, поясняет Мария Устинова: «Мы работаем не только с собственными источниками, но и агрегируем данные с крупнейших платформ по поиску работы». В объединенной базнасчитывается более 400 тыс. вакансий для людей с разным уровнем квалификации и образования.
В Москве большой дефицит на «классические» рабочие профессии. Строители, сантехники — все, кто может делать что-то своими руками. За такими людьми работодатель буквально гоняется, и выбор вакансий для них велик. Лидером по свободным вакансиям является и сегмент оптовой и розничной торговли: продавцы-консультанты, специалисты по работе с клиентами, кассиры, администраторы торгового зала.
Традиционно востребованы специалисты ИТ-направления: программисты, аналитики данных, веб-разработчики, системные администраторы и специалисты по информационным технологиям. Сегодня спрос на «айтишников» превышает предложение почти в 32 раза. Высоко ценятся и профессионалы узкой направленности, которые в том числе обладают цифровыми навыками. Такой запрос особенно актуален на тех позициях, которые предполагают работу, связанную с диджитал-индустрией. К ним относятся маркетологи, дизайнеры, SMM-менеджеры.
«Еще один очень яркий тренд, который возник в пандемию и является актуальным до сих пор, — уберизация экономики. Это огромный объем малоквалифицированных вакансий, тесно интегрированных в цифровую экономику. И сейчас бесконечно нужны операторы колл-центров, логисты, курьеры», — резюмирует Мария Устинова.