Почему ожидания выпускников вузов и работодателей друг к другу не совпадают? Каких компетенций не хватает молодым кандидатам на рынке труда? Какие специалисты в дефиците, а с какими перебор? Как городская служба занятости помогает молодым специалистам найти работу? Эти и другие вопросы «Москвич Mag» обсудил с исполняющим обязанности директора центра занятости населения «Моя работа» Марией Устиновой. Беседа состоялась на мероприятии, которое центр проводил для студентов, выпускников высших и средних учебных заведений и молодых специалистов.

Почему выпускникам вузов так сложно найти работу?

Основная проблема — это ошибочная оценка себя и своей стоимости на рынке труда. Многие учатся в хороших вузах, у них есть амбиции. Нередко выпускники ориентируются на кейсы уже удачно трудоустроившихся друзей или на истории успеха из социальных сетей. Неверные представления о структуре рынка труда, требованиях компаний к соискателям, процессе трудоустройства в целом мешают объективно оценить релевантность запроса. Задача нашей службы — показать молодым людям их зоны роста, над которыми можно начать работать, чтобы в итоге найти работу мечты.

Служба занятости пока не очень понятная для молодежи организация. Распространен стереотип, что это окошко, где выдают пособие по безработице. Но это давно не так. Основная задача современной службы занятости — эффективное трудоустройство.

В Москве много хорошо образованных, развитых и находящихся в очень насыщенном информационном пространстве молодых людей, и мы последние год-два активно изучаем и анализируем причины молодежной безработицы (надо отметить, невысокой в Москве). Пытаемся понять, что нужно работодателю, почему отказывают молодым кандидатам, можем ли мы быть полезны молодежи как площадка по поиску работы.

На некоторые вопросы мы нашли ответы. И сформировали программу наших мероприятий таким образом, чтобы их участники — работодатели и выпускники вузов — нашли друг друга. Основной акцент — это помощь молодым соискателям, ищущим работу по полученной профессии.

Так почему выпускники не могут найти работу? И как решить эту проблему?

Очевидно, что сегодня работодатели ищут не только определенную профессию, образование и квалификацию — ищут члена команды, который станет гармоничной частью организации. Это видно даже в описании вакансий, которые включают в себя ценности компании и целый перечень так называемых soft skills: адаптивность, критическое мышление или эмоциональный интеллект.

Поэтому первое упражнение для наших соискателей — понять, какой от них требуется набор компетенций. Второе — оценить уровень этих компетенций у себя. И третье — научиться грамотно преподносить и раскрывать свои навыки и компетенции. На каждом этапе молодым соискателям помогают эксперты службы занятости.

На втором этаже флагманского центра «Моя работа» на улице Щепкина есть большая зона тестирования. Тестов около 120, и на hard, и на soft skills. Начиная с тестов от МГТУ им. Баумана и заканчивая известными Detech, Talent Q и другими продвинутыми инструментами. По ним можно оценить мотивацию и профессиональные склонности, а также знания узких программ вроде 1С или уровень владения русским языком. Так молодой человек может получить независимую оценку своих знаний и навыков и экспертную интерпретацию полученных результатов.

Что получаем в результате тестирования? Отражаем в резюме текущий уровень компетенций для работодателя, оцениваем соответствие знаний и навыков ожиданиям от места работы и заработка. И, наконец, определяем зоны роста.

Молодому человеку зачастую очень сложно корректно себя самоидентифицировать, увидеть в себе сильные стороны, привлекательные для работодателя. Однако если рядом есть специалист по карьерному консультированию, он поможет правильно «упаковать» любого кандидата. То есть описать то, что в том или ином кандидате действительно нужно работодателю. Таким образом, резюме составляется не вообще, а под конкретную вакансию. Работодатель обычно хорошо знает, чего хочет, и четко формулирует запрос.

Одна из важнейших наших целей — показать молодым людям, как грамотно подготовиться к выходу на рынок труда: что нужно знать и понимать о себе и как грамотно рассказать о своей кандидатуре. Мы стараемся формировать реалистичные ожидания в части зарплаты, уровня компаний или функционала, на которые кандидат может претендовать. В случаях, когда ожидания завышены, предлагаем соискателю начать свой профессиональный путь с менее сложной стартовой позиции, на которой можно набраться опыта и умений. Это базовый пакет, без которого дальше двигаться нельзя.

Хорошо, упаковали кандидата. На этом ваша работа закончилась?

Наоборот! В российской системе образования нет очень важного предмета — обучения навыкам по поиску работы. То есть мы вас, дети, чему-то научили, а дальше сами. Нет института карьерного менеджмента. Центр занятости «Моя работа» как раз нацелен заполнить этот пробел. Именно мы учим искать работу.

Специалисты центра проводят тренинги, рассказывают, где нужно разместить резюме, какие группы в соцсетях лучше для этого использовать и как стать частью профессиональных сообществ. Разместить, например, один раз резюме на HeadHunter и сидеть ждать отклика не самая успешная стратегия. Специалисты рассказывают, как работают крупные рекрутинговые порталы, какие стратегии поиска работы приносят результат и как грамотно сообщить о своей кандидатуре. Мы много говорим о собеседованиях: как вести себя, в чем специфика того или иного вида собеседования, каковы секреты успешного знакомства с работодателем. На этой теме важно делать акцент, ведь собеседование — самая сложная часть процесса трудоустройства.

На нашем мероприятии можно не просто подготовиться к собеседованию, но тут же пройти его. Мы приглашаем представителей HR-служб сразу нескольких проверенных работодателей, привлекаем известные бренды.

Нам было очень важно привлечь к партнерству крупных российских работодателей. Есть стереотип, что в крупную корпорацию или престижную компанию можно попасть только по знакомству. Это ошибка: корпорации охотятся за молодыми перспективными кадрами. Нам хочется этот стереотип развеять и показать: вот они, крупные работодатели, пообщайтесь с ними, узнайте их требования. Сегодня все эти работодатели представили отличные вакансии. В том числе с высокими зарплатами до 120 тыс. рублей — это и банковская сфера, и мобильные операторы, и ритейл.

А как вы работаете с работодателями? Как их находите?

Мы столкнулись с тем, что работодатель предлагает ограниченное число вакансий из-за предубеждений, что от службы занятости часто приходят не самые мотивированные кандидаты, которые рассчитывают получить пособие. Мы провели большую работу, чтобы изменить такое восприятие — точечно собирали всех работодателей и партнеров.

Нам понятен запрос бизнеса: оптимизация расходов, верификация кандидатов, проверка персональных данных, информации о трудовой деятельности и закрытие массовых вакансий. Исходя из этого мы поняли, чем можем быть полезны бизнесу: четким сервисом, проверкой кандидатов и обеспечением качественной логистики.

У службы занятости населения сейчас самая большая база кандидатов, мы по системе межведомственного электронного взаимодействия проверяем их персональные данные, информацию о предыдущих местах работы. В результате мы экономим ресурсы и время компаний, предлагая верифицированных кандидатов, а также свою площадку для проведения открытых отборов и собеседований. Это особенно интересно крупным работодателям, занимающимся массовыми подборами.

Какие специалисты сейчас самые востребованные? И каким сложнее найти работу?

Конечно, всем очень нужны кадры в сфере IT. Сегодня спрос на айтишников с различной специализацией превышает предложение почти в 35 раз. Что мы видим в итоге? Второкурсники технических МФТИ и Бауманки все уже разобраны. У них нет проблем с трудоустройством. Мы наблюдаем и большую потребность в HR-специалистах. Очень много заявок на специалистов, которые связаны с сопровождением клиентов, начиная от банковских операционистов и менеджеров по привлечению клиентов и заканчивая менеджерами по сопровождению отдельных социальных групп в метро и транспорте. Совершенно очевидно, что сейчас очень много экономистов и юристов, пиарщиков, маркетологов и других представителей креативной индустрии — им найти высокооплачиваемую работу по найму сложнее, для них есть альтернативное решение — самозанятость и работа на себя.

Очень важно понимать, что наш заказчик — это именно соискатель, весь фокус службы занятости сосредоточен на максимальной помощи в трудоустройстве. Мы работаем в основном в тех отраслях и с теми компаниями, которые заинтересованы в приеме молодых и перспективных кадров, у которых в том числе есть корпоративные программы обучения и они готовы доучивать новых сотрудников либо относятся с пониманием к тому, что у ребят нет соответствующего опыта работы, и готовы дать им возможность получить его.