На западе столицы расположен Центр содействия семейному воспитанию «Сколковский». Здесь живут дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития. В преддверии Дня защиты детей корреспондент «НЗМ» побеседовала с педагогом-организатором Оксаной Могильченко, психологом Дарьей Шестаковой и социальным педагогом Натальей Параскевой и узнала о процессе социализации таких детей, коррекционной программе Центра и работе Школы приёмных родителей.
АДАПТАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ
— Оксана Анатольевна, как проводится социализация ваших воспитанников в обществе?
— Мы понимаем, что, вступая в самостоятельную жизнь, ребята сталкиваются с некоторыми преградами и трудностями, которых они не знали в стенах учреждения. Для нас важно, чтоб адаптация ребёнка во взрослом мире прошла максимально успешно, поэтому наш персонал уделяет огромное внимание вопросам социализации своих подопечных. Мы стараемся воспитывать в наших детях заботу друг о друге, педагоги отлаживают механизм передачи опыта от старших воспитанников к младшим.
Конечно, без сложностей в адаптации наших ребят не обойтись. Воспитанники с тяжёлыми нарушениями здоровья зачастую мало контактируют со окружающей средой вне Центра. Сейчас вводится такое понятие, как «инклюзия» — процесс включения, внедрения «особенных» ребят в общество и становление его как единого целого. Инклюзия является решением многих трудностей, с которыми сталкиваются педагоги и специалисты, так как она более эффективно помогает процессу социализации.
— Каким образом вы практикуете инклюзию?
Наши воспитанники стали очень часто выезжать и посещать различные мероприятия, музеи, квесты, парки, спортивные соревнования, где дети зачастую находятся и контактируют с обычными детьми и их родителями, это позволяет развить эмоциональную сферу, ускорить социализацию, усилить волю и активность ребёнка. Общение со здоровыми детьми для «особых» детей — это возможность научиться переключать внимание, подражать, развиваться тактильно и сенсорно, активизировать зрительное и слуховое внимание. Находясь в одном коллективе, обычные и наши ребята учатся принимать друг друга, и получают прекрасную возможность социализации.
УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ
— Каковы плюсы того, что дети живут в детдомах семейного типа?
— В центрах содействия семейному воспитанию созданы благоприятные условия, приближенные к условиям проживания в обычной семье. Помещения квартирного типа включают в себя жилые комнаты не более чем на 2-3 человека. Для каждого ребёнка организовано личное пространство с местом для сна, отдыха, занятий, хранения личных вещей, санузлы, комнаты для отдыха и игр, приготовления и приёма пищи, бытовые помещения. В каждой квартире проживает не более 7-8 детей с постоянным значимым взрослым — воспитателем, для которого также предусмотрена отдельная комната. Создаваемые в центрах условия способствуют формированию навыков самостоятельной жизни, социальной компетентности воспитанников, а также позволяют подготовить ребят к переезду в замещающую семью. Дети учатся в образовательных организациях в шаговой доступности к центру, в котором живут.
РАБОТА ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ
В Центре «Сколковский» педагог-психолог составляет индивидуальную программу развития и коррекции для каждого из ребят. Кроме того, они занимаются в кружках. Дети, посещающие кружок по сказкотерапии, учатся внимательно слушать взрослого, тем самым развивая речевой слух, учатся фантазировать, выступать перед публикой, тем самым повышая свою самооценку, сопереживать героям, повышая уровень своей эмпатии. Кружок по музыкотерапии также подразумевает развитие личностных особенностей: это и развитие эмоционально-волевой сферы, снижение агрессии, тревожности, неуверенности в себе посредством музыки — через специально подобранные упражнения, и развитие речи — через пение и пропевание звуков.
— Дарья Игоревна, как проводится коррекционная программа, по которой работает учреждение?
— В целом, все индивидуальные программы можно разделить на два типа. Первый тип программ подходит для детей с тяжёлым нарушением здоровья. Он включает, прежде всего, упражнения, направленные на сенсомоторное развитие: игры с песком, водой, красками, различными материалами, двигательные активности. Эти игры не требуют особых психических и физических затрат, но дают огромный толчок к развитию мозга. В процесс каждого занятия также включены упражнения, направленные на развитие речи и развитие общих представлений об окружающем мире. Второй тип программ подходит детям с менее выраженными ограничения здоровья. Он включает в себя упражнения, направленные на развитие эмоциональной сферы — занятия с элементами арт-терапии: это и арт-терапевтическое рисование, и пластилинография, и рисование нетрадиционными методами. Также неотъемлемой частью этого типа программ являются упражнения из сферы когнитивной нейропсихологии. С их помощью психолог работает с такими проблемами, как коррекция общей расторможенности, развитие высших психических функций, повышение работоспособности.
ШКОЛА ДЛЯ БУДУЩИХ РОДИТЕЛЕЙ
К концу сентября этого года в Центре «Сколковский» планируется открытие Школы приёмных родителей. Участвовать в подготовке будущих мам и пап будут психологи, социальные педагоги, врачи-педиатры, врачи-психиатры, также планируется привлекать людей, непосредственно имеющих опыт воспитания детей-сирот, которые могут поделиться своим опытом и ответить на интересующие вопросы.
— Наталья Серафимовна, какие занятия будут проводиться в этой школе?
— В нашей Школе приёмных родителей планируем рассказывать о системе семейного устройства, о том, какие требования предъявляются к кандидатам в замещающие родители. С помощью специальных упражнений покажем, чем отличается воспитание «родных» детей от воспитания детей, имеющих опыт сиротства. Поговорим о ресурсах поддержки и помощи замещающим семьям, которые есть в нашем городе, а также о том, как эту помощь и поддержку получить.
Социальный педагог Наталья Параскева подчёркивает, что жизнь и работа Центра «Сколковский» построена по принципу того, что каждый ребенок должен жить в семье, и сотрудники делают максимально возможное для устройства детей в замещающие семьи.