Источник: Вечерняя Москва, Москва, 8 июня 2020

В понедельник, 8 июня, — День социального работника. Корреспондент «Вечерней Москвы» встретился с семьей, в которой и мама, и дочка выбрали для себя одну профессию — помогать людям, даже во время пандемии коронавируса.

Почти 1,5 миллиарда шагов в неделю проходят социальные работники, выполняя заказы москвичей, — это в среднем более 140 тысяч шагов на одного человека. С такой непростой работой справится далеко не каждый, но для Екатерины и Марии Шныревых нет ничего невыполнимого.

Мама и дочка работают в филиале «Останкинский» Территориального центра социального обслуживания «Алексеевский». Только направления у них немного разные — Екатерина обслуживает жителей на дому, а Мария трудится в отделении срочного социального обслуживания.

— Работы во время пандемии, конечно, прибавилось, — говорит Екатерина. — И ответственности тоже. Приходится постоянно держать себя в тонусе, думать о безопасности.

Звонков от тех, кто попал в трудную ситуацию, тоже стало больше. К просьбам оказать продовольственную помощь или приобрести средства реабилитации добавились вопросы о коронавирусе.

— Люди, конечно, с тревогой воспринимают всю эту ситуацию, — отмечает Мария. — Я стараюсь их успокоить, поддержать.

Стала чаще созваниваться со своими подопечными и Екатерина. Первым делом социальный работник всегда интересуется их здоровьем, а после уже уточняет, не нужно ли что-то купить из продуктов, лекарств, товаров первой необходимости или помочь по дому.

— К тем, кто физически активен, домой не захожу, купленные товары оставляю у двери, — поясняет она. — Но среди моих пенсионеров есть люди с ограниченными возможностями здоровья, сами они сумки не донесут, еду себе не приготовят.

Приходя к таким подопечным, социальный работник надевает новую маску и перчатки, моет руки, обрабатывает все антисептиком и старается соблюдать дистанцию. Обычно дети идут по стопам родителей, а вот у Шныревых — наоборот: дочь привела Екатерину работать в центр соцобслуживания.

— Да, это правда, я пришла работать сюда первой, — говорит Мария. — Я тогда только окончила Российский государственный социальный университет и искала работу. Предложили пойти работать культорганизатором в ТЦСО, и я с радостью согласилась.

Организовывать развлекательные мероприятия Марии очень нравилось, а своими впечатлениями после каждого рабочего дня она делилась с мамой. Екатерина в тот момент тоже думала искать работу, и рассказы дочери настолько ее заразили, что она тоже решила устроиться в центр соцобслуживания.

— Мне всегда хотелось помогать людям, мои предыдущие профессии тоже связаны с этим, — рассказывает Екатерина.

Свой первый поход к подопечным она помнит, словно это было только вчера. Волновалась в тот день сильно.

— Я тогда всем заранее позвонила, представилась, некоторые настороженно отнеслись, — вспоминает Екатерина. — Сейчас с улыбкой вспоминаю первые реакции людей, ведь со многими мы теперь, можно сказать, родные души.

Каждый пенсионер для нее — часть ее большой семьи. Подопечные поздравляют Екатерину с праздниками и даже преподносят подарки.

— У меня есть одна семейная пара, очень интеллигентные люди. Так вот, супруг любит читать газеты, — рассказывает Екатерина. — И каждый раз, когда я прихожу к ним, он дарит мне вырезку из газеты, чтобы я была в курсе последних новостей.

Мария же на должности культурного организатора долго задерживаться не стала. Девушка хорошо себя зарекомендовала и спустя полгода перешла на другое направление.

— Помогать тем, кто счастлив, дарить радость, развлекать — просто, и благодарную улыбку получить гораздо легче, но мне оказалась ближе помощь тем, кому сейчас тяжело, — говорит она.

Порой случаются и непростые разговоры с жителями. Мария говорит, что истории некоторых вызывают у нее не только желание помочь, но и слезы.

— Бывало, приду домой вечером и плачу, — говорит она. Эмоциональное напряжение испытывает и Екатерина. Общение с людьми старшего возраста — не всегда простая задача. Тем более если учесть, что у каждого из подопечных есть ее номер телефона и отвечать на их звонок нужно всегда. Но особенно тяжело ей даются расставания с подопечными.

— Понимаю, что у всех них уже возраст, что на все воля Божья, но сердце каждый раз разрывается от таких новостей, — делится она.

Екатерине прийти в себя после тяжелого рабочего дня помогает любимое занятие — кулинария. У нее есть даже фирменный торт — «Молочная девочка», который готовится из сгущенки, сливок и сметаны.

— Однажды я увидела рецепт по телевизору, решила приготовить, и всем он так понравился! С тех пор этот торт делаю на все семейные праздники, гости его каждый раз ждут с нетерпением, — рассказывает женщина.

А Мария, чтобы отвлечься от мыслей о работе, читает книги по психологии, смотрит фильмы, слушает музыку, занимается спортом.

— Еще песни люблю попеть в караоке, — добавляет она.

До начала пандемии новой коронавирусной инфекции семья Шныревых часто ходила в Останкинский парк или выбиралась на шашлыки. Работники социальной сферы, как и все горожане, живут обычной жизнью. Только для них помогать людям — это больше, чем просто работа. Это смысл жизни.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Евгений Стружак, министр правительства Москвы, руководитель департамента труда и социальной защиты населения:

— События последних месяцев разделили нашу жизнь на «до» и «после», заставили пересмотреть подходы к работе и ценности. Период, конечно, оказался очень непростым для всех, но трудности многому научили, сделали нас сильнее. В кол-центр по вопросам коронавируса с начала марта поступило свыше 1,1 миллиона звонков. Никогда еще москвичи не ждали нас с такой надеждой.