25 ноября 2022 года
Город создает все условия для лечения, образования, социализации и реабилитации для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья. Их приемные родители могут получить не только различные выплаты и льготы, но и поддержку службы сопровождения. Рассказываем, как город помогает тем, кто взял на воспитание особенного ребенка.
По словам специалистов служб сопровождения, даже хорошо осведомленные о состоянии здоровья ребенка приемные родители сталкиваются с теми же психологическими проблемами, что и кровные. «Семьи проходят схожие этапы „проживания“ новой для них ситуации — от отрицания для принятия. Это нормальный процесс. Главное — не застрять на какой-то из стадий, поэтому родителям ребенка с особенностями здоровья очень важна поддержка специалистов», — рассказывает психолог в социальной сфере Центра «Берег надежды» Алена Перекрестова.
Помочь ребенку развиваться и поддержать ресурс родителей
Сотрудники служб сопровождения отмечают, что сценарии поведения приемных родителей в отношении детей с особенностями развития бывают разными. Иногда ребенка настойчиво контролируют или чрезмерно опекают − жалеют, балуют, оберегают от трудностей. Есть семьи, в которых мама и папа настолько эмоционально включаются в ситуацию, что начинают проживать успехи и неудачи ребенка как свои, и это влечет за собой очень быстрое выгорание.
Алена Перекрестова приводит случай из своей практики, когда приемные родители двухлетней девочки испытывали чувство вины за то, что не сумели «победить ее болезнь». «Первым шагом нашей работы с семьей стало избавление от этих мыслей. Постоянные терзания не давали выстроить четкий алгоритм действий в стрессовой ситуации. Следующий этап — распределение обязанностей в семье. Не менее важно научить родителей беречь себя, отслеживать свое эмоциональное и физическое здоровье, восполнять ресурс», — рассказывает психолог «Берега надежды».
Другая проблема, с которой сталкиваются специалисты, работающие с семьями, где растет ребенок с инвалидностью, — отрицание родителями серьезности ситуации.
«У нас на сопровождении была супружеская пара, которая поначалу как будто игнорировала особенности развития приемного сына, — рассказывает психолог отдела сопровождения Центра „Юнона“ Диана Аветисян. — Замещающие родители были уверены, что мальчик сможет учиться по обычной школьной программе. Но успеваемость ребенка падала, он нервничал, как только речь заходила об учебе. Родители стали испытывать досаду и раздражение. Помогли беседы со специалистами, которые мягко подвели семью к тому, что необходимо сменить систему обучения ребенка. Мальчику подобрали специализированную образовательную организацию, в которую он теперь ходит с удовольствием. Детско-родительские отношения тоже восстановились».
Каждому — по потребностям
Специалисты служб сопровождения готовы оказать замещающим семьям, взявшим на воспитание детей с особенностями здоровья, любую помощь: организационную, методическую, медицинско-психологическую. Универсальных рецептов нет — в такой работе крайне важен индивидуальный подход.
«Мы помогаем выбрать медицинское и учебное заведения, клуб по интересам, летний лагерь», — рассказывает заведующий структурным подразделением Центра «Маяк» Дмитрий Коробко. — Недавно трое наших воспитанников нашли новую семью. У одного из мальчиков есть ментальные нарушения. На первом этапе адаптации наша поддержка заключалась в том, чтобы подобрать подходящего врача и передать ему максимально полную информацию о ребенке для грамотного лечения и реабилитации«.
Сталкиваясь с особенными детьми на практике, многие замещающие семьи бывают в растерянности — в Школе приемных родителей со слушателями разбирают различные кейсы по этой теме, но в жизни встречаются нештатные ситуации.
«Семья взяла на воспитание двухлетнего мальчика с несколькими непростыми диагнозами. Опыта воспитания своих детей у пары не было, но были желание, ресурс и готовность много работать, — рассказывает о случае из своей практики специалист службы комплексной помощи замещающим семьям/кровным семьям Центра „Центральный“ Варвара Чернецова. — Молодые родители были готовы к трудностям, но ждали, что сначала будет первый этап адаптации — медовый месяц, когда все хорошо и все стараются друг другу понравиться. А он закончился на второй день: милый маленький мальчик начал громко и настойчиво кричать по любому поводу. Мама с папой не всегда понимали, чего хочет ребенок, его крики пугали».
Семья обратилась в службу сопровождения. Специалисты «Центрального» провели диагностические беседы и выявили, что причина такого поведения — ранняя психологическая травма у малыша из-за разлуки с кровной семьей, а также в определенных трудностях в выстраивании коммуникации между приемными родителями и ребенком. «Началась длительная и кропотливая работа, которая потребовала от взрослых много сил, терпения, сочувствия и понимания», — продолжает Варвара Чернецова. По ее словам, результат превзошел все ожидания: «Прошло несколько лет, и теперь это ребенок, который радуется, веселится, смеется, иногда, конечно, ругается с родителями, но по большей части чувствует себя любимым, защищенным, социализированным и готовым к постепенному взрослению».
В арсенале служб сопровождения есть множество инструментов работы, и замещающие семьи могут обратиться к самым разным специалистам. Иногда в кризисной ситуации бывает достаточно простого доверительного разговора.
«Порой приемным родителям кажется, что они все делают впустую и ничего не получается, но это не так. Находясь с ребенком 24 часа в сутки, трудно заметить прогресс. И важно, чтобы рядом был человек, который скажет: все отлично, все правильно, так держать! Это очень мотивирует», — говорит педагог-психолог Центра «Маяка» Натэлла Якубовская.
На заметку
Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы