Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

В столичных центрах для детей-сирот прививают любовь к литературе

23 ноября 2022 года

В столичных центрах для детей-сирот прививают любовь к литературе

В центрах содействия семейному воспитанию внимание уделяется всестороннему развитию ребят. Неотъемлемой частью этого процесса является приобщение детей к литературе. Важность чтения в жизни ребенка трудно переоценить: это и досуг, и инструмент развития, и средство социализации.

Воспитанники центра содействия семейному воспитания «Радуга» — неоднократные победители городских литературных фестивалей и конкурсов чтецов. Многие ребята посещают студию творческого слова «Эхо», где учатся декламировать стихи, пишут небольшие сочинения. «Много лет в нашем центре существует традиция поэтических вечеров. Для педагогов это возможность познакомить воспитанников с удивительным миром поэзии, для ребят — шанс раскрыть свои новые таланты. Периодически вечера проходят в формате конкурса чтецов, что помогает детям развить еще и ораторские способности. А иногда собираемся в литературной гостиной и за чашкой чая обсуждаем творчество популярных авторов», — рассказывает педагог-литератор центра Алла Шестакова.

Ребята из «Радуги» — частые гости библиотеки № 71 и мероприятий, которые здесь проводятся. «Недавно мы участвовали в акции „Книжкина неделя“: приходили в библиотеку в Гольянове и чинили книги, помогали заклеивать обложки, скреплять листы. Теперь книжкам не будет больно», — говорит юная воспитанница центра Ангелина.

Семейные литературные вечера проходят и в центре «Полярная звезда». «Вместе с детьми мы выбираем книгу определенного жанра. Это может быть литература, созвучная терапевтическим идеям, которые нужно проработать, или тематические произведения, подходящие определенному событию или сезону. Читаем обычно по кругу в зависимости от текста и с учетом желания детей. Потом обсуждаем, делимся эмоциями и впечатлениями», — рассказывает старший воспитатель Лариса Иванова.

Многие воспитанники выбирают чтение и как приоритетное занятие для досуга. В группах есть свои библиотеки, где каждый находит себе что-то по интересам. «Кто-то любит фэнтези, кто-то комиксы, а кто-то перечитывает Пушкина! Да-да, даже школьную литературу можно читать с удовольствием. „Дубровского“, например, обсуждали всей группой: кто как поступил бы на месте героев, как еще могли бы развиваться события и так далее», — продолжает тему социальный педагог «Полярной звезды» Ольга Ратникова.

Малышам вслух читают педагоги и воспитатели, это нередко бывает похоже на целое мини-представление. А ребята постарше могут и сами превратить чтение в настоящий флешмоб. «Как-то мы ехали в поезде, дети взяли в дорогу книгу и по очереди стали читать ее вслух. Сели все вместе — кто-то наверху, кто-то внизу — и читали по главам. Другие пассажиры смотрели на нас с нескрываемым удивлением и восхищением: что это за чудесные дети, которые читают. Я считаю, что это повод для гордости»,  говорит психолог Центра «Полярная звезда» Галина Полякова.

Чтение — не только увлекательный досуг, но и мощный инструмент развития ребенка. Оно тренирует память, расширяет воображение, стимулирует образное мышление. А в каких-то случаях может выступать средством коррекции поведения, в том числе если речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. «Ане, одной из наших воспитанниц, хотелось повышенного внимания к себе — чтобы воспитатели подходили только к ней, играли только с ней. Мы специально для нее подобрали небольшие поучительные истории и читали на индивидуальных занятиях, потом с помощью средств альтернативной коммуникации — звучащих кнопок — разыгрывали по ролям, пересказывали и обсуждали через карточки-картинки. Постепенно Аня полюбила чтение, хотя раньше отдавала предпочтение другим видам досуга, а поведение девочки стало мягче», — приводит пример педагог-дефектолог центра «Сколковский» Ирина Захарова.

По ее словам, чтение доступно и полезно неговорящим детям. «Для воспитанников, которые в силу своих особенностей здоровья не могут овладеть речью, мы пользуемся альтернативной и дополнительной коммуникацией. Записываем части диалога на специальные кнопки и рассказываем с ребенком по очереди», — продолжает Ирина Захарова.

Особенно любят воспитанники «Сколковского» чтение перед сном. «Это особый ритуал. Голос взрослого создает уютную атмосферу в группе, а ритмичное неторопливое чтение действует на детей успокаивающеговорит педагог-дефектолог. — У многих наших ребят есть свои предпочтения: Аня выбирает книги с интригующим сюжетом, Женя предпочитает мифы Древней Греции, Никите нравятся рассказы про транспорт. Конечно, такие интересы сформировались не сразу, этому предшествовала определенная работа. Но как показывает практика, любовь к чтению можно привить любому ребенку, нужно только найти к нему подход».

На заметку

Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Опека и попечительство

Категория контента:Заметка

Категория граждан:Дети-сироты

Новости по теме