29 августа 2022 года
Чтобы учебный год начался максимально комфортно и спокойно, к нему необходимо подготовиться заранее. Специалисты столичной соцзащиты помогают детям и их родителям настроиться на начало учебы, а также дают рекомендации о том, как сделать это самостоятельно.
У 7-летнего Романа диагноз ДЦП. Он очень общительный и добрый мальчик, но в школе ему сложно было адаптироваться к режиму дня и пережить отсутствие семьи рядом.
Психолог особого семейного центра «Роза ветров» предложила родителям Романа сделать адвент-календарь сроком на две недели. Они расписали каждый день: в окошках календаря ежедневно появлялись маленькие сюрпризы или подарки, теплые сообщения и добрые слова. Он считал дни и видел, что его ожидало сегодня: например, наклейка или игрушка супергероя. Ребенок спокойно прожил момент, когда мамы не было рядом в течение дня, потому что ощущал ее заботу и присутствие даже на расстоянии.
«Подготовка к новому учебному году может сопровождаться созданием и совместным оформлением с ребенком адвент-календаря. Это станет своеобразной интерактивной игрой. Адвент-календарь может состоять из количества дней, заданий и сроков их выполнения с чередованием различных видов деятельности, обязательно включая отдых и поощрения. Дети могут сами решить, какой формат выбрать: перекидной календарь, блокнот, набор стикеров или наклеек, коллаж или лэпбук», — объясняет психолог особого семейного центра Мария Боброва.
Такой метод помогает развивать самостоятельность и повышает самооценку ребенка. Перелистывая страницы календаря, он будет гордиться достижениями поставленных перед собой мини-целей или размышлять над некоторыми недочетами в выполнении задач. Как правило, дети с удовольствием ждут новой страницы адвент-календаря, включаются в предложенную деятельность и охотно выполняют задания. Визуализация планов поможет школьнику ориентироваться во времени, эффективно планировать свой график и проявлять инициативу.
«Если вы родитель первоклассника, то перед началом учебы важно обсудить с учителем особенности своего ребенка, узнать школьные правила и познакомить с ними будущего ученика. Стоит много говорите о школе: что ребенка ждет, какой учеба была у вас и может быть у него. Главное — пробудить интерес и создать отличное настроение», — советует родителям первоклассников Анастасия Плаунова, педагог-психолог Реабилитационно-образовательного центра № 105.
Роза Сабитова, педагог-психолог Реабилитационной школы-интерната № 32, предлагает помочь ребенку настроиться на предстоящий учебный год с помощью игры. Сюжет может быть очень простой, например, — любимый герой будущего первоклассника тоже готовится идти в школу.
«Здесь важно обратить внимание на то, какие образы преобладают у ребенка: может быть, его герой встречается с чем-то страшным и злым? Или это веселое приключение, где он ищет возможность проявить свои сверхспособности? Исходя из этого, попробуйте обсудить с ребенком его личные ожидания от предстоящего события — похода в школу. Не отмахивайтесь от тех или иных переживаний, даже если вам они кажутся совсем незначительными. Вместо этого можно попробовать посмотреть на все глазами ребенка. Действительно может быть страшно, когда вокруг все новое и незнакомое, а ты — маленький», — говорит Роза Сабитова.
Справиться с этой ситуацией помогает поддержка со стороны родителей и педагогов. «Здорово дать понять ребенку, что взрослые всегда будут на его стороне, и даже им бывает страшно и тревожно. Но у него всегда есть на кого положиться, кому обо всем рассказать и попросить помощи. Согласитесь, услышать такое было бы полезно каждому из нас».
Справка
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров», «Дом Детей» и Центр им. Г.И. Россолимо. При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
В системе Департамента труда и соцзащиты работают 8 реабилитационно-образовательных центров, где дети с инвалидностью и другими особенностями здоровья могут получить образование, проходя непрерывную реабилитацию. Подробную информацию о каждом из них можно найти в разделе реабилитационно-образовательные учреждения.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы