Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Психологи учат детей-сирот конструктивно общаться и выражать свои чувства

18 августа 2022 года

Психологи учат детей-сирот конструктивно общаться и выражать свои чувства

Умение понимать эмоции — один из важнейших навыков, от которого зависят социализация, успешность в профессиональной и личной жизни. В центрах для детей-сирот работе с эмоциями и их пониманию уделяется большое внимание. Рассказываем, как специалисты учат воспитанников распознавать свои и чужие чувства.

В центрах для детей-сирот работают воспитатели, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, психологи. Все они помогают детям не просто взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, но правильно выстраивать коммуникацию и общение с другими людьми.

«Способность распознавать свои чувства и эмоции помогает строить свою жизнь и отношения с другими людьми осознанно. Для наших ребят работать над развитием таких навыков особенно важно», — считает психолог Центра содействия семейному воспитанию «Радуга» Екатерина Анашкина.

Одной из самых эффективных методик специалисты считают вовлечение детей в творчество, особенно когда речь идет о воспитанниках младшего возраста. «Отлично подходит рисование, лепка из пластилина. Попросите малыша, например, слепить добрую кошку, которая улыбается, потому что поймала мышку. Таким простым способом ребенок научится отслеживать причинно-следственную связь выражения чувств. Дальше меняйте задачи, изучая весь спектр эмоций», — советует Екатерина Анашкина.

Ребятам постарше предлагают вести специальные дневники чувств. Это распространенная техника, которая, по словам психолога, прекрасно себя зарекомендовала. Дневник помогает подросткам отслеживать свои переживания, прислушиваться к себе, отличать одно эмоциональное состояние от другого и осознавать причины своих реакций.

«Если подросток увлечен гаджетами, можно порекомендовать ему вести дневник в электронном виде. Существует масса полезных приложений для смартфонов, которые будут всегда под рукой», — добавляет специалист.

У детей с тяжелыми множественными нарушениями развития задача формирования навыка по работе с эмоциями усложняется. «Этим ребятам сначала требуется обрести первичное понимание каждой эмоции. Особенности восприятия делают мир такого ребенка отличным от мира других детей, потому для работы с ним требуются индивидуальные методики», — поясняет медицинский психолог Центра содействия семейному воспитанию «Сколковский» Ольга Тюрина.

В случае если ребенок не говорит или у него проблемы с речью, специалисты подбирают особые подходы. «В нашем центре мы активно используем несколько методик, уже доказавших свою эффективность», — говорит Ольга, приводя пример из недавней практики.

Перед медицинским психологом стояла задача научить 12-летнего мальчика, который в силу особенностей здоровья почти не говорил, контролировать вспышки негативных эмоций. На занятиях ему было предложено несколько упражнений.

Например, упражнение «Канат» (также известное как «Скульптура»): ощутив злость, нужно представить себя канатом (или скульптурой), напрячь все мышцы тела от лица до стоп и зафиксировать это состояние на несколько секунд. Негативные эмоции уходят в напряженные мышцы, после чего человек расслабляется и чувствует себя спокойнее.

Еще одно упражнение — «Коктейльная трубочка»: начиная испытывать негативные эмоции, следует глубоко вдохнуть, а потом выдохнуть так, словно во рту находится трубочка для питья. Это упражнение способствует релаксации.

По словам Ольги Тюриной, упражнения, переведенные в игровую форму, заинтересовали мальчика. Повторяя их по 3–5 раз, он смог научиться брать эмоции под контроль, и уже через несколько занятий ребенок стал намного спокойнее. «Работа с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития, требует больше времени и усилий, но она приносит важный результат, и это всегда большая победа», — говорит Ольга Тюрина.

На заметку

Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.

Источник

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Опека и попечительство

Категория граждан:Дети-сироты

Новости по теме