26 июля 2022 года
Достаточно частая проблема, с которой сталкивается семья особого ребенка, — это дефицит слухового внимания, и, как следствие, отсутствие реакций на обращенную речь. С начала года специалисты особых семейных центров провели более 4 тысяч занятий по развитию слухового внимания. О том, как в столичных учреждениях соцзащиты детей учат слышать и общаться, рассказывает логопед центра «Дом детей» Елена Кутьина. У
мение сосредоточиться на звуке — важная способность, позволяющая научиться слушать и понимать речь. Ребенок, который не реагирует на обращенные к нему слова, не обязательно страдает нарушением слуха.
Дети с ментальными нарушениями зачастую нечетко различают на слух звуки собственной и чужой речи. У такого ребенка могут отсутствовать интерес, внимание к словам окружающих. Это становится одной из причин нарушения устной и письменной речи. Порой малыш просто не замечает, что неправильно произносит звуки.
«Очень важно, чтобы ребенок с ментальными нарушениями приобрел навык общения. Ведь без коммуникации невозможно развитие. Ребенок, который не слышит родителей, не только лишается возможности выстроить более тесный и позитивный контакт с близкими людьми, но и ограничен в получении жизненного опыта», — объясняет Елена Кутьина.
Девятилетняя Таня, у которой расстройство аутистического спектра, начала посещать особый семейный центр полгода назад. Девочке было сложно взаимодействовать с родителями, педагогами и другими детьми. Специалисты разработали поэтапную программу по установлению слухового контакта с ребенком. Сначала логопед использовал жесты и карточки, на которых было изображено какое-то действие, дополненное словесной инструкцией. Все указания были простыми. Например, «подойди» или «принеси». Когда мама просила дочку что-то сделать, то так же подкрепляла свои слова карточками и жестами.
Со временем инструкции усложнялись, а карточки и жесты постепенно убирались. Через какое-то время девочка стала реагировать на просьбы родителей. То же самое прослеживалось на занятиях: Таня стала более активной, начала прислушиваться к тому, что говорят окружающие.
«Важно помнить, что развитие ребенка, в том числе его слухового внимания, не может ограничиваться только занятиями со специалистами. Родители должны быть вовлечены в этот процесс. Только совместные усилия имеют смысл», — отмечает логопед.
Педагоги особых семейных центров еженедельно проводят для мам и пап занятия, на которых дают подробные инструкции и обучают развивающим техникам на практике.
Особый семейный центр посещает пятилетний Матвей, которому сложно различать окружающие звуки. В качестве дополнения к занятиям со специалистами центра родителям рекомендовали, гуляя на детской площадке или в парке, обращать внимание сына на звуки природы — шум дождя или ветра, шелест листьев, звуки животных и птиц, живущих в городе. Дома можно прислушиваться к тиканью часов, кипенью чайника и звону посуды. Благодаря комплексному подходу к развитию ребенка Матвей уже различает окружающие звуки, реагирует на просьбы взрослых.
Также учитывая, что многие дети в особых семейных центрах не говорят, в работу обязательно включают средства бессловесного общения: пиктограммы, жесты, мимику, графические изображения. В поле зрения воспитанников висит доска — фланелеграф — на которой находится визуальное расписание дня.
Справочно
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров», «Дом детей» и центр им. Г.И. Россолимо. При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы