Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Необычные методики помогают в социализации и реабилитации подопечных столичных центров для детей-сирот

21 июля 2022 года

Необычные методики помогают в социализации и реабилитации подопечных столичных центров для детей-сирот

Ребятам из центров содействия семейному воспитанию важно как можно быстрее адаптироваться к социуму, раскрыться и найти себя. Подготовиться к взрослой самостоятельной жизни помогают самые разные технологии: спорт, творчество, индивидуальная и групповая работа с психологами. В нашем материале мы расскажем о двух нестандартных методиках — гардено- и глинотерапии.

Практически в каждом столичном центре для детей-сирот есть свой огород. Это может быть теплица с грядками на территории или несколько ящиков с рассадой на подоконнике, но масштаб здесь вовсе не важен. Ценно то, что ухаживать за растениями помогают дети, для которых это не просто развлечение, а целая реабилитационная практика. В психологии это называется гарденотерапия.

В Центре содействия семейному воспитанию «Центральный» воспитатель Елена Токмакова реализует на участке своей дошкольной группы проект «Огород круглый год».

«Сначала привезли готовую рассаду. Мы вместе с детьми ее посадили, ухаживали, поливали, радовались первому урожаю. Из него наши повара делали салаты, жарили кабачковые и тыквенные оладьи. В этом году решили продолжить работу, но уже с собственной рассадой», — рассказывает педагог.

Дети вместе с воспитателями задолго до начала сезона разбили огород прямо на подоконнике: высадили семена и стали наблюдать за их ростом. «Ребята с большим желанием помогали ухаживать за растениями, переживали, что долго ничего не всходит. А потом мы все вместе опять высаживали рассаду в грядки на открытом воздухе», — говорит Елена. Чтобы было видно, что где растет, она смастерила из фанеры таблички и нарисовала на них яркие картинки. Это помогло детям быстрее запомнить названия овощей, которые есть на их собственном огороде.

Ребята постоянно рассматривают тематические иллюстрации, слушают сказки, вместе с педагогами рисуют и лепят из пластилина овощи. «Ежедневные наблюдения за ростом растений вкупе с другой работой помогают закреплять знания, а также стимулируют у ребенка интерес к исследовательской деятельности», — отмечает Елена Токмакова.

В Центре содействия семейному воспитанию «Юнона» тоже есть свой огород — теплица, где малыши помогают выращивать урожай, параллельно совершенствуя физические и социальные навыки. «Ребята все лето заботятся о рассаде: нужно порыхлить землю тяпкой, полить, убрать сорняки. Все это не так просто для наших особенных воспитанников, но очень нужно и важно для тренировки мышц, хватательных движений и гибкости пальцев», — отмечает воспитатель центра Светлана Кокшаева.

А в центре «Наш дом», где тоже обустроена теплица, отмечают еще один позитивный эффект методики. «Дети начали уверенно различать виды растений. Теперь ребята знают, какие блюда можно приготовить из разных овощей и фруктов», — отмечает воспитатель Светлана Гуртученко.

Если в случае с младшими воспитанниками гарденотерапия — это скорее способ развития физических и социальных навыков, то для ребят старшего возраста она выступает еще и в качестве профориентационной методики. В центре «Спутник», например, активно реализуется проект «Теплица нашего двора».

В рамках проекта дети учились работать с семенами и рассадой овощных культур, попробовали сами вырастить огурцы, помидоры, лук, укроп, петрушку и редис. А для получения необходимых знаний даже ездили на экскурсию на тепличный комбинат ЗАО «Матвеевское». «Это был интересный опыт. Я поняла, что одного желания получить урожай недостаточно. На результат могут повлиять разные внешние факторы, например, непогода», — делится впечатлениями об участии в проекте воспитанница Галя.

В центре «Алые паруса» теоретической подготовке ребят в вопросах садоводства тоже уделяют большое внимание. «Зимой смотрим тематические фильмы, в преддверии весны начинаем сеять в горшки и ящички семена трав и цветов, после высаживаем их в клумбы и вазоны. Ухаживаем за рассадой и посадками в течение всего года. Например, часть земляничных кустов мы пересаживаем в горшки и заносим в помещение. Малыши кругами ходят вокруг и ждут созревания плодов. Это очень забавно и трогательно», — рассказывает 15-летний Анатолий.

Два года назад в «Алых парусах» благодаря поддержке волонтеров и педагогов появилась аптекарская грядка, где ребята выращивают несколько сортов мяты, аптечную ромашку, чистотел, землянику, душицу, параллельно изучая возможности использования лекарственных трав. «Аромат от грядки изумительный! Занятия с растениями наполняют детей положительными эмоциями, дают им чувство сопричастности, нужности и важности», — поясняет старший воспитатель Татьяна Семенова.

Найти гармонию за гончарным кругом

Помимо гарденотерапии во многих столичных центрах для детей-сирот широко используется популярный в мире метод глинотерапии. Регулярные занятия с этим материалом оказывают благоприятное воздействие на эмоциональное состояние ребят.

По словам арт-педагогов, работая с глиной, дети не просто учатся мастерить игрушки, посуду или причудливые украшения. Самое главное, что через творчество они получают такие важные навыки, как усидчивость, сосредоточенность, умение находить нестандартные подходы к решению сложных задач. «Для ребят с ментальными нарушениями занятия с глиной очень полезны и терапевтичны — этот материал способен снимать мышечные зажимы, развивать моторику рук и координацию движений, снижать эмоциональное напряжение и тревожность», — отмечает руководитель студии керамики Центра «Юнона» Лилия Тарасова.

По ее словам, в процессе взаимодействия с глиной у детей естественным образом массируются активные точки на ладошках и пальцах, развиваются сенсорные ощущения. А сам ребенок раскрепощается, эмоционально разряжается. «А еще занятия дают возможность самовыражения, повышают самооценку, дарят чувство удовлетворения. Готовая работа для ребенка наглядная демонстрация его способностей. Свои шедевры дети бережно хранят, дарят друзьям, воспитателям, волонтерам», — продолжает специалист.

Некоторые воспитанники, посещающие творческие занятия по лепке и гончарному делу, настолько преуспевают в этом, что побеждают на конкурсах. Совсем недавно, например, воспитанник Лилии Тарасовой Никита получил диплом победителя всероссийского смотра «Космическая одиссея» с поделкой «Кот-космонавт».

При этом занятия глинотерапией важны и полезны не только для малышей, но и для подростков, которым такая практика даже помогает пережить эмоциональный шторм переходного возраста. «Глина высвобождает негативные эмоции, и в результате появляется внутренняя гармония», — поясняет педагог-психолог центра «Наш дом» Клавдия Нехонова.

На заметку

Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.

Источник

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Опека и попечительство

Категория граждан:Дети-сироты

Новости по теме