Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Повысить самооценку детей и подростков помогают в столичных семейных центрах

11 июля 2022 года

Повысить самооценку детей и подростков помогают в столичных семейных центрах

С начала года более 2 тысяч родителей обратились в столичные семейные центры с вопросом, как поднять самооценку ребенка. Психолог семейного центра «Берегиня» Юлия Акимова советует поддерживать инициативу ребенка, помогать ему улучшать свои навыки и давать больше самостоятельности — такие шаги помогут детям поверить в себя.

В столичных семейных центрах специалисты оказывают помощь родителям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, осуществляют психологические консультации, налаживают детско-родительские отношения, оказывают правовую помощь, работают с подростками, проводят тренинги и развивающие занятия. Для разрешения семейных и супружеских конфликтов в центрах создана служба медиации.

В семейный центр обратилась Марина, мама 11-летнего Павла. Женщину беспокоило, что к окончанию начальной школы сын стал замкнутым и робким.

«Я замечаю безучастность и нерешительность Паши. Хорошо готовясь к урокам, он перестал при этом отвечать на занятиях. Также сын часто говорит: „Я не могу“, „У меня ничего не получится“, „Я не знаю“», — рассказала Марина.

Во время беседы психолог выяснил, что мама не всегда поддерживает Павла в его начинаниях. Ребенок поделился, что хотел научиться кататься на роликах, но мама ответила, что это опасно и у него все равно не получится. Также мальчика обижает, что она часто встречает его из школы фразой: «Опять тройку получил». Со временем Павел стал менее уверенным в себе, несамостоятельным и чувствовал бессилие.

На занятиях Марине объяснили, что следует лояльней относится к сыну, не ругать за ошибки, а искать причину проступков и делать выводы. Также маме порекомендовали помогать Павлу становится лучше. Если он хочет научиться кататься на роликах или плавать в бассейне, то можно либо самим потренировать его, либо обратиться к инструкторам.

Специалист предложил Павлу попробовать методику сказкотерапия. На занятиях использовали терапевтические произведения, рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок. Павел читал сказки, анализировал поступки героев, описывал характер персонажей. Также специалисты составляли истории, которые затрагивали жизненные ситуации самого мальчика. В них рассказывалось о том, как Павел успешно преодолевает испытания. Особенно ребенку понравились такие произведения, как «Сказка о ненастоящем страхе», «Сказка про решительного Павла» и «Волшебное преображение». Терапия развивает у мальчика творческое мышление, способность принимать решения, уверенность в себе и самооценку. На занятиях он попробовал методику песочной терапии, которая помогает развивать коммуникативные навыки.

Спустя месяц были достигнуты положительные результаты. Родители прислушались к советам психолога, поддерживают сына и позволяют ему учиться на своих ошибках. У Павла сформировалась адекватная самооценка. Он стал проявлять инициативу и относится к своим промахам как к опыту.

Причинами низкой самооценки у детей могут быть фразы родителей: «У тебя не получится», «Ты опять что-то сделал не так», «Ты сделаешь это плохо, давай лучше я». Также мамы и папы несерьезно относятся к потребностям детей. Например, ребенок попросил научить кататься на велосипеде, а родители проигнорировали просьбу или сказали, что это ненужное занятие. Бывает, что взрослые много внимания уделяют неудачам детей, при этом забывая про успехи и достижения, и иногда делают ребенку нетактичные замечания при посторонних.

Повысить самооценку у детей можно несколькими способами:

  • Не препятствуйте проявлению инициативы. Если ребенок хочет обучиться чему-то новому, то помогите ему в этом.
  • Старайтесь не сравнивать детей с окружающими. Опирайтесь на их личные увлечения и способности.
  • Давайте ребенку больше самостоятельности. Пусть он сам помоет посуду или договорится с другом, как поделят игрушку.
  • На прогулке обращайте внимание ребенка на детей, увлеченно играющих. Обсудите с ним, как можно влиться в нее, что надо сделать или сказать, чтобы поиграть вместе.
  • Развивайте таланты ребенка. Пусть он выберет увлечения по душе и будет совершенствовать свои навыки в этих направлениях. Достижения в любимом деле будут подкрепят самооценку детей.
  • Старайтесь отмечать успехи. Если ребенок чего-то добился, стоит сказать, как вы рады, что у него получилось. Даже если это небольшое достижение. Подчеркните, что вы видите, как он постарался и довел дело до конца.

«Родителям следует проводить больше времени с детьми. Прогуляйтесь вместе по магазинам, проведите фотосессию, сходите на мастер-класс, в музей или кино. Попробуйте завести с ребенком „Тетрадь успехов“, чтобы записывать туда все, что у вас получилось сделать. Например, 5 мест, которые вы посетили, необычное блюдо, которое приготовили вместе. Это поможет укрепить семейные отношения и повысит уверенность ребенка в своих силах», — сказала Юлия Акимова.

Справочно

Для поддержки московских семей работают 25 городских организаций помощи родителям с детьми: 22 семейных центра, а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево».

Подробную информацию об услугах центра можно узнать на портале «Мой семейный центр». Для удобства москвичей на портале создан раздел «Онлайн-консультации», где каждый житель города может оставить свое обращение, с ним свяжутся и проконсультируют в течение одного рабочего дня.

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме