30 мая 2022 года
Специалисты центров для детей-сирот наряду с семейным устройством воспитанников выполняют еще одну важную задачу — закладывают фундамент для успешной социализации ребят в обществе. Рассказываем, как в центрах содействия семейному воспитанию помогают детям поверить в себя с помощью психологических практик, игровой терапии, а также любви и поддержки.
Для того чтобы сформировать у ребенка уверенность в себе, ему необходима поддержка во всех сферах жизни, причем комплексная. Воспитатели, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, психологи — все специалисты центров для детей-сирот работают как одна команда и в тесном сотрудничестве. Каждый их них в рамках своей компетенции решает задачу: вырастить из воспитанников самостоятельных, уверенных в себе людей.
«У психологов множество разных методов: моделирование проблем и путей их решения, построение алгоритмов действий в той или иной ситуации, целесообразность действий и поступков. Когда ребенок знает, как поступить, уровень тревожности снижается, мотивация растет. Отсюда появляется уверенность в своих силах, улучшается настроение, появляются новые цели», — рассказывает педагог-психолог Центра «Возрождение» Ольга Агафонникова.
Социальные педагоги учат детей держать в порядке свои документы, уметь обращаться в разные городские службы. Это особенно актуально для тех, кого скоро ждет взрослая самостоятельная жизнь.
«Сейчас очень много онлайн-сервисов, и это значительно упрощает жизнь. Все наши воспитанники владеют навыками работы на компьютере, и мы можем подготовить их к работе с электронной документацией, учим правильно и безопасно проходить регистрацию на сайтах, пользоваться электронной почтой и другими сервисами», — дополняет социальный педагог Оксана Степанкова.
Воспитатели семейных групп всегда готовы поддержать своих ребят, когда им нужно посоветоваться или просто выговориться. «Важно знать, что ты не одинок, что тебя внимательно выслушают, поймут, помогут, дадут совет. Это позволяет нашим детям обрести уверенность в себе, не бояться будущего. Воспитываем на своем примере, учим смотреть вперед с оптимизмом, не бояться трудностей, с которыми встречаются все люди. Большое внимание уделяем выбору профессии, мотивируем на получение хорошего образования», — говорит воспитатель Анатолий Акмайкин.
Поддержка через творчество
В Центре «Алые паруса» используют дополнительное образование и различные формы творческой деятельности, это помогает детям найти свои сильные стороны. Социальные педагоги предлагают ребятам найти то, к чему у них лежит душа, чтобы раскрыть их потенциал.
«Ребенок в различной деятельности познает себя, начинает понимать, что его отличает от других, где у него что-то лучше получается. Так, в ситуации успеха у детей формируется уверенность в себе», — говорит методист центра Руфина Юнусова.
Центр предлагает разные возможности для творческой самореализации воспитанников: здесь есть творческие студии, где ребята могут учиться игре на музыкальных инструментах, декоративно-прикладному творчеству и так далее. Часто проходят профориентационные и развивающие мастер-классы, тематические экскурсии.
Друзья центра — благотворительные фонды, некоммерческие организации, партнеры проекта «Давай ДруЖИТЬ!» — предлагают индивидуальные программы развития и поддержки ребят.
«При поступлении в центр у ребят часто выявляются пробелы в учебе, соответственно, в школе они тоже чувствуют себя неуверенно. Для таких ребят выстроена система помощи, включающая в себя выполнение домашних занятий с воспитателями и дополнительную работу с репетиторами по всем предметам. В этом нам помогают волонтеры и фонды, такие как, например, Центр развития социальных проектов с программой «Профзачет», — рассказывает заведующая отделением комплексной реабилитации и дополнительного образования Татьяна Голубцова.
Любить и хвалить!
«Чтобы воспитать ребенка уверенным в себе, учите его самостоятельно решать свои проблемы и брать на себя ответственность за эти решения. Будьте рядом, поддерживайте и помогайте, но никогда не берите на себя инициативу. Предлагайте пути решения, но выбор оставляйте за ним», — дает советы педагог-психолог Центра содействия семейному воспитанию «Центральный» Алла Зворыкина.
При этом важно давать ребенку положительный пример своим поведением. «Взгляните на свои отношения с ребенком со стороны: чаще говорите ему о своей любви, избегайте оценок, принимайте его неудачи, устраните критику, недоверие, сравнение. Поощряйте и развивайте таланты ребенка, ставьте перед ним только реалистичные цели. И, конечно же, хвалите! Похвала — основа формирования самоуважения», — советует специалист.
Когда речь идет о маленьких детях, для укрепления их уверенности в себе можно использовать специальные игровые практики, такие как, например, «Дерево достижений» (нарисуйте дерево и повесьте его на видном месте; расскажите, что дерево плодоносящее, а плоды на нем — это достижения малыша), «Мяч умений» (взрослый начинает фразу: «Я могу...», «Я научился...», «Я знаю, как ...», а ребенок должен ее закончить).
Специалисты «Центрального» приводят случай из своей недавней практики, как 7-летний воспитанник центра — добрый, ласковый, контактный и позитивный мальчик, который постоянно сомневался в себе и своей значимости, — смог поверить в себя.
«С ребенком была проработана установка, что он уверенный в себе человек, аккуратный, любознательный и большой помощник взрослому. Для этого перед ним ставились маленькие реалистичные цели, которых он добивался сам или с помощью взрослых. Каждое достижение сопровождалось похвалой, которая придавала малышу сил и уверенности», — описывает Алла Зворыкина.
Мальчик активно участвовал в мероприятиях центра, городских конкурсах, помогал младшим. Очень полезной оказалась игра «Мяч умений», которая позволяет ребенку осознать сильные стороны своего характера, свои способности и умения. «В итоге мальчик почувствовал себя уверенным, нужным. А это очень важно для развития личности», — резюмирует специалист.
На заметку
Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы