8 апреля 2022 года
Работу специалистов опеки не назовешь простой: ведь что бы ни случилось, их задача — защитить права ребенка. Как это происходит на практике, рассказывает Александр Говердовский, советник отдела социальной защиты населения района Покровское-Стрешнево.
В социальной сфере Александр трудится девять лет. У него два высших образования — лингвистическое и юридическое, за плечами работа преподавателем и PR-специалистом. Но только придя в органы опеки, Александр почувствовал, что нашел свое призвание. Сейчас он советник отдела социальной защиты населения района Покровское-Стрешнево.
«В мои обязанности входит юридическая помощь: я представляю в суде интересы несовершеннолетних, сопровождаю разные сделки. Например, если ребенку принадлежит одна из долей собственности, имущество можно продать только с разрешения органов опеки. Специалисты должны оценить, не ущемлены ли интересы ребенка при такой сделке», − рассказывает Александр.
В работе Александра каждый случай уникален и требует особого подхода.
«Совсем недавно мы столкнулись с такой ситуацией: умерла мама троих детей. Отца по документам не было, но фактически он жил с семьей — просто в свидетельствах о рождении почему-то вписан не был.
Мы помогли мужчине пройти ДНК-экспертизу. Сотрудник опеки ездил с ним, потому что при сдаче анализа должен присутствовать законный представитель детей — на тот момент им был орган опеки. Подтвердили установление отцовства, и дети остались с папой», − делится Александр.
В фокусе внимания специалистов опеки всегда интересы ребенка.
Недавно в отдел, где работает Александр, обратилась бабушка, которая после смерти дочери воспитывает внучку. У девочки при этом есть родной отец, который не занимается дочерью, но получает пенсию от государства на поддержку ребенка, у которого умер родитель. Мужчина передавал дочери совсем немного средств, остальные тратил по своему усмотрению.
«Мы подготовили иск, чтобы взыскать с отца потраченные не по назначению деньги. На суде представляли интересы ребенка и сделали все, чтобы девочка могла получать пенсию», − продолжает сотрудник органов опеки.
Часто родители не знают о своих правах и не понимают, как решить сложную семейную ситуацию в интересах ребенка. Александр вспоминает один такой случай. Родители развелись, их дочка жила с мамой, которая часто оставляла 10-летнюю девочку дома одну даже на ночь. Отец обратился за помощью в органы опеки.
«Мы рассказали отцу, что оба родителя равны в правах. Если он знает, что дочери что-то угрожает, то может и должен подключиться к ситуации. На суде мужчина просил, чтобы дочка жила с ним, девочка тоже этого хотела, хотя мама была против.
Суд учел мнение ребенка и все обстоятельств — дочка осталась с отцом. Спустя время мужчина создал семью и вместе они стали воспитывать девочку», − вспоминает Александр.
Работа в сфере опеки и попечительства требует колоссальной самоотдачи. Как при этом не выгореть и сохранить работоспособность? Александр говорит, что набраться энергии ему помогает общение с дочкой, встречи с друзьями и близкими. И, конечно, сил придает понимание того, что делаешь полезное дело.
«Если все наладилось: ребенок остался в кровной семье, а родитель вышел из сложной ситуации — это лучшая мотивация для меня», − признается специалист.
На заметку
Узнать больше о работе столичных органов опеки и попечительства вы можете на портале «Моя новая семья». Также полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы