26 января 2022 года
Театр — это волшебный мир, который не просто развлекает, но и развивает. Специалисты, работающие с детьми, давно заметили, что вовлечение ребят в театральную деятельность способствует их всестороннему развитию — как физическому, так и эмоциональному. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. О том, как театральную терапию используют в реабилитации воспитанников, рассказываем на примере столичных центров для детей-сирот.
В Центре содействия семейному воспитанию «Юнона» много лет существует театральная студия «Веснянка», где занимаются ребята с особенностями развития. «Занятия в студии сочетают в себе различные направления искусства: музыку, литературу, танец, костюм, пластику. Все это формирует и обогащает внутренний мир ребенка, развивает его способности, коммуникативные и творческие навыки, способствует более успешной психологической адаптации в социуме», — отмечает старший воспитатель Лариса Кольянко.
Театральная терапия позволяет мягко корректировать особенности эмоциональной сферы детей с ментальными нарушениями. Она помогает им выражать свои чувства через творчество, проживать различные жизненные ситуации в игровой форме. Систематические занятия в театральной студии активизируют мышление детей, помогают преодолевать барьеры общения.
О важной роли театрального искусства в развитии эмоционального и социального интеллекта говорят в центре «Спутник». «Помимо развития творческих способностей на уроках актерского мастерства дети учатся контролировать и регулировать свои эмоции и настроение. Это важно для развития личности. Благодаря занятиям развивается социальный интеллект: ребенок знает, как вести себя в разных жизненных ситуациях. Иными словами, дети и подростки могут в игровой и безопасной для них среде примерить на себя разные роли», — говорит замдиректора центра Ирина Камардина.
Театр — это маленькая жизнь
В центре «Юнона» часто ставят спектакли, делают инсценировки небольших сказок, стихов, песен. «Важен подход к выбору произведения. Пьеса должна быть знакома и понятна детям, их нужно заинтересовать персонажами. Когда ребята примеряют на себя образы своих героев, то словно проживают их жизни. В этом и есть сила терапевтического эффекта творчества», — отмечает педагог-психолог Светлана Мартыненко.
В творческий процесс включаются не только дети, но и взрослые: воспитатели, педагоги дополнительного образования, логопеды, дефектологи, психологи и социальные педагоги. Понимая ресурсы каждого ребенка, они помогают юным актерам раскрывать как образы персонажей, так и внутренний потенциал.
«В результате совместного творчества у нас получаются интересные театральные мини-спектакли и инсценировки. Мы показываем их на праздниках в центре и на различных городских мероприятиях. В прошлом году мы получили специальный приз фестиваля «Социоцирк» и диплом II степени Международного фестиваля искусств «Созвучие сердец», — говорит руководитель студии «Веснянка» Людмила Осечкина.
Не только на сцене
Занятия театральным искусством в «Юноне» не ограничиваются студией. В группах воспитатели тоже привлекают детей к различным видам театра: кукольному, пальчиковому, теневому, настольному.
Ребята используют театральные атрибуты и как средство альтернативной коммуникации. С помощью перчаточных кукол, например, учатся взаимодействовать со своими друзьями. Все это помогает им становиться более уверенными и самостоятельными.
«Эмоции, переживания, перевоплощения — это как волшебное лекарство для наших детей, которое позволяет им приобрести новый социальный опыт и раскрыть внутренние способности», — говорит замдиректора «Юноны» Булгана Басангова.
Театр начинается с доверия
В Центре содействия семейному воспитанию «Алые паруса» тоже есть свой театральный коллектив — театр «НЭКСТ», становившийся лауреатом творческого фестиваля «Созвездие». Несколько раз в год театр выпускает спектакли, на премьеры которых собираются и воспитанники, и педагоги.
«Иногда непросто найти связь со всеми ребятами, чтобы вести их за собой. Поэтому актерские тренинги начинаются с доверия, ведь оно на сцене, как и в жизни, играет очень важную роль», — говорит культорганизатор Анастасия Крылова.
Кроме того, центр «Алые паруса» в рамках проекта театротерапии сотрудничает с центром детско-юношеской аддиктологии Вероники Готлиб и театром «Геликон-опера».
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы