Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Как учат общаться неговорящих детей в столичных центрах для детей-сирот

13 января 2022 года

Как учат общаться неговорящих детей в столичных центрах для детей-сирот

Одна из самых важных задач реабилитации детей с тяжелыми множественными нарушениями развития — обучение навыкам общения. В столичных центрах для детей-сирот неговорящих воспитанников учат коммуницировать с миром при помощи самых разных технологий. В Центре содействия семейному воспитанию «Сколковский», например, широко используется методика «Круг». По ней здесь успешно занимается 20 ребят. Как это происходит, рассказывает учитель-дефектолог Людмила Машкова.

«Наши ребята с особенностями развития не владеют речью и для передачи информации используют зрительный контакт, движение глаз, мимику, жесты, положение тела. То есть все поведение детей пронизано коммуникацией», — говорит Людмила Машкова.

«Круг» — музыкально-ритмическое занятие, оно включает в себя различные игры и упражнения. Все они направлены на активное участие ребенка в процессе. А такое название методика носит, потому что занятия происходят в общем круге, где все равны и одинаково важны

«Ценность „Круга“ еще и в том, что в занятиях могут принимать участие дети с разными возможностями», — уточняет Людмила Машкова.

Структура занятия включает в себя три основные части. Первая — приветствие. Оно всегда четко обозначается и традиционно остается неизменным. Далее идет основная игровая часть, где набор упражнений постепенно меняется и зависит от возможностей детей. Завершает занятие прощание, которое тоже по возможности рекомендуется сделать ритуальным.

Включаем все органы чувств

Методика «Круг» подразумевает различные игры и упражнения. Так, сенсорные игры стимулируют включение всех анализаторов ребенка: тактильных, чувственных, зрительных, слуховых.

Ритмические игры на начальном этапе выступают основой занятий, их задача — объединение участников, в процессе которого происходит «заражение» детей эмоциями. «Ритм помогает детям присоединиться к происходящему сначала эмоционально, а затем и активными действиями», — поясняет учитель-дефектолог.

Игры на подражание готовят ребят к более сложным упражнениям, где требуется активное взаимодействие, усвоение игровых правил. Здесь особое внимание уделяется тому, чтобы ребенок проявлял собственную активность.

Игры с правилами направлены на активное взаимодействие между детьми. Это помогает сформировать коммуникативные умения и восполнить недостаток общения, который часто испытывают дети с тяжелыми множественными нарушениями развития.

От простого к сложному

«Специалисты нашего центра включают детей в занятия постепенно, в несколько этапов», — продолжает Людмила Машкова.

Вначале педагог берет инициативу в свои руки, а воспитанники выступают в роли наблюдателей, слушателей. Их роль пассивна. В этот период формируются базовые навыки коммуникации, позитивный опыт. Дети учатся фиксировать взгляд на лице говорящего, начинают положительно воспринимать друг друга.

«В нашем центре живет одна 9-летняя девочка. Мы с самого начала видели, как ей хочется общаться, но навыки коммуникации были не сформированы, поэтому она отказывалась принимать участие в играх. Наблюдала за действиями детей со стороны. Но уже через несколько встреч, не дожидаясь приглашения, сама взяла педагога за руку и присоединилась к кругу», — вспоминает специалист.

На следующем этапе занятий игры усложняются и требуют от ребенка более активного участия и большего внимания. Инициатива взрослого уменьшается, а активность ребенка возрастает. Ребята готовы к выполнению простых движений по просьбе педагога. В этот период формируются умения выражать свои предпочтения — кивком головы, жестом или любым другим доступным ребенку способом.

Третий этап предполагает формирование у ребенка интереса к взаимодействию с другими детьми. Здесь воспитанники уже более самостоятельны в выполнении действий, им становится доступно умение делать выбор из предложенных игр.

«Для формирования коммуникативных навыков у детей с нарушениями развития требуется многократное повторение упражнений, игр и эмоциональное включение педагога. Так закладывается база для дальнейшего развития навыков позитивного общения. Благодаря „Кругу“ у наших воспитанников значительно расширились возможности понимания обращенной речи, что облегчает им взаимодействие с окружающим миром», — подводит итог Людмила Машкова.

На заметку

Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.

Источник

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Опека и попечительство

Категория граждан:Дети-сироты

Новости по теме