11 января 2022 года
Человек с развитым эмоциональным интеллектом лучше понимает свои и чужие эмоции. Он адекватно реагирует на происходящее, спокойней относится к критике, проще контролирует порывы чувств, проявляет эмпатию к окружающим и без труда находит с ними общий язык. Как помочь ребенку развить эмоциональный интеллект, рассказывает психолог семейного центра «Берегиня» Анастасия Заболотная.
Эмоциональный интеллект — это способность правильно интерпретировать эмоции — свои и других людей, понимать причины возникновения, а также управлять ими.
Ребенку необходим хорошо развитый эмоциональный интеллект, чтобы разбираться в собственных чувствах и эмоциях, легче находить общий язык со сверстниками, лучше усваивать учебную программу, контролировать эмоции и мотивировать себя.
Определить уровень эмоционального интеллекта у ребенка можно с помощью специализированных методик. Самая популярная из них — тест эмоционального интеллекта Холла. Однако стоит учитывать, что дать подробную оценку и достоверно интерпретировать полученные результаты может только специалист.
Научить управлять чувствами
Развивать эмоциональный интеллект возможно через самонаблюдение и целенаправленные игры и упражнения. Например, кино или мультфильм без звукового сопровождения, просмотр в книгах иллюстраций, изображающих эмоции. Цель такого упражнения — учиться определять эмоции персонажей.
Кодировать эмоции, преобразовывать их и выражать в разных формах поможет упражнение под названием «Зеркало». Через игру «Подражание» и имитацию чужих эмоций ребенок может прокачать навык эмпатии.
Упражнение «Зеркало». Ребенку необходимо встать напротив зеркала и попробовать изобразить ту или иную эмоцию, используя вербальные и невербальные формы выражения. Прежде чем приступить, важно попробовать прочувствовать эту эмоцию. Как физиологически она ощущается? Какие ассоциации возникают при мысли о ней?
Можно усложнять упражнение, комбинируя разные эмоции, сменяя их, пробуя передать эмоцию изолированно (например, только глазами).
Упражнение «Подражание». Альтернативный вариант «Зеркала». Здесь ребенок изучает не только себя, но и другого человека. Сядьте напротив ребенка и попробуйте изобразить ту или иную эмоцию. Задача ребенка — понять, что конкретно вы пытаетесь показать. Эта игра учит и расшифровывать, и преобразовывать (кодировать) эмоции.
Книги, которые помогут разобраться в вопросе:
- Анна Быкова. «Как подружить детей с эмоциями. Советы «ленивой мамы»;
- Дэниел Гоулман; Джон Готтман, Джоан Деклер. «Эмоциональный интеллект ребенка»;
- Оскар Бренифье. «Что такое чувства».
Помочь понять себя
В центр «Берегиня» обратилась семья Минеевых. Они недавно переехали в другой район. И у 10-летней дочери Веры появились проблемы с успеваемостью. Девочка тосковала по старым друзьям, переживала, что может не понравиться одноклассникам. Она столкнулась с переизбытком эмоциональных переживаний, которые не могла правильно понять и выразить.
Психолог пригласила семью на консультацию, чтобы выявить возможные причины возникшей ситуации, оценить уровень взаимоотношений в семье и наметить план работы.
«Мне казалось, что со мной что-то не так, что одноклассники не хотят со мной общаться. Мне было очень грустно, но я не хотела расстраивать родителей, поэтому ничего им не рассказывала», — говорила Вера.
Чтобы не привлекать к себе лишнего внимания, Вера перестала отвечать на уроках, стала закрываться в себе. Резко снизилась успеваемость. Психолог центра предложила ей поработать над развитием эмоционального интеллекта и раскрытием ее сильных сторон.
«Вера оказалась способной, умной девочкой, у нее много интересов, широкий кругозор, хорошо развитые навыки самоконтроля. Родители поддерживают дочку в любых ее начинаниях. Основная проблема подростка была в неуверенности в себе, низкой самооценке, невозможности правильно интерпретировать чужие эмоции и адекватно оценивать ситуацию. От этого и возникло эмоциональное напряжение, с которым она не смогла справиться», — делится специалист.
Психолог объяснила, что важно научиться понимать как свои, так и чужие чувства и переживания и открыто о них говорить: ведь другие люди, и даже самые близкие, не умеют читать наши мысли. Эмоциональные и интеллектуальные процессы очень взаимосвязаны. Если ребенку морально плохо, то у него снижается работоспособность. Напротив, когда человек чувствует себя уверенно и комфортно, он способен реализовать себя в полной мере.
«Помогите вашему ребенку разобраться в широком спектре его чувств, порой противоречивых. Постарайтесь объяснить, почему те или иные явления, события, ситуации вызывают у него определенные эмоции. Нет плохих и хороших чувств. Они все важны. Если вы заметили тревожное состояние у ребенка, то попробуйте использовать методы релаксации, которые подходят именно ему, и не забывайте про отдых и активное времяпровождение», — советует эксперт.
После работы со специалистом у Веры постепенно стали налаживаться отношения с одноклассниками, улучшилось настроение, и поход в школу уже не вызывал таких отрицательных эмоций.
Справочно
Для поддержки московских семей работают 28 городских организаций: 25 «Моих семейных центров», а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево».
Специалисты центров работают над восстановлением отношений между детьми и родителями, оказывают правовую и психологическую помощь, проводят тренинги, развивающие занятия и многое другое. При необходимости оказывается адресная помощь: выдаются социальные электронные сертификаты на продукты, одежду и бытовую технику.
Подробную информацию об услугах можно узнать на странице портала «Мой семейный центр». Для удобства москвичей на портале создан раздел «Онлайн-консультации», где каждый житель города может оставить свое обращение, и с ним свяжутся в течение одного рабочего дня.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы