3 ноября 2021 года
В каждом столичном учреждении для детей-сирот есть братья и сестры. С их переездом в замещающую семью всегда связано немало нюансов. Каковы особенности принятия таких детей на воспитание? Как правильно построить отношения, чтобы «маленькая семья» комфортно влилась в большую? Разбираемся вместе со специалистами службы сопровождения приемных семей Центра содействия семейному воспитанию № 1.
Трудности адаптации
Принятие на воспитание нескольких ребят, которых связывают кровные узы, всегда создает особые условия развития внутрисемейных отношений.
«Если в вашей семье уже есть ребенок, обязательно спросите его мнение по поводу принятия детей, связанных родством. Важно понимать, что первое время после прихода в вашу семью сиблинги будут заняты друг другом и могут не замечать остальных. Это проявление здоровой потребности в собственной безопасности, — говорит психолог службы сопровождения приемных семей, гештальт-терапевт Дмитрий Гордеенко. — Будьте готовы к тому, что старший из сиблингов может брать на себя роль отца или матери для младших. Помните, что возможный конфликт между родными детьми и сиблингами, взятыми под опеку, — это нормально. Не пугайтесь, а постарайтесь выяснить, чего именно хочет каждый из детей. И не забывайте про свои чувства и эмоции — признайте и примите их».
Дмитрий Гордеенко приводит случай из практики. Приемная мама, взявшая под опеку детей-сиблингов (от англ. Siblings) — это родные братья и сестры, у которых общие родители), на консультации безжалостно критиковала себя и свои действия по отношению к детям. Психолог заметил это и предложил женщине понять, что на данный момент она делает максимально возможное. «Процесс самокритики прекратился, а родитель перешел в ресурсное эмоциональное состояние, сделав поддержку психолога самоподдержкой», — комментирует специалист.
Всех вместе, но каждого — в отдельности
Приемным родителям важно помнить, что обращаться с каждым из детей-сиблингов нужно как с отдельной личностью, имеющей индивидуальные потребности. Только в этом случае получится наладить с детьми гармоничные отношения.
«Братья и сестры не могут быть одинаковыми, они испытывают разные эмоции при попадании в новую семью, — говорит Дмитрий Гордеенко и приводит в пример еще один случай из своей практики. — Приемная мама не могла понять, о чем думает и что чувствует младший из детей-сиблингов, взятых на воспитание, так как он часто копировал поведение старшего брата и не проявлял себя индивидуальностью. На консультации мы разобрали понятие контрпереноса. Мама реагировала на младшего ребенка так же, как на его старшего брата, хотя он отдельная личность. В итоге она поняла, что чувствует и чего опасается младший ребенок».
Стать семьей
«Взаимоотношения в приемной семье могут развиваться по-разному, пока дети-сиблинги не достигнут устойчивой привязанности к значимому взрослому и их отношения не обретут стабильность, — говорит психолог службы сопровождения приемных семей Родион Барабанов. — Иногда дети думают, что разлука с кровной семьей — их вина. Это осложняет формирование привязанности к приемным родителям».
В таких случаях замещающим родителям необходимо приложить усилия для создания атмосферы семейного единства: поддерживать традиции и ритуалы, вместе читать, петь, играть, путешествовать. «Словом, делать все, что способствует формированию у каждого из детей чувства общности — того, которого им не хватало или которого они были лишены в кровной семье», — продолжает психолог.
При этом замещающие родители должны быть доступны для безопасного и комфортного общения с каждым ребенком. Родион Барабанов приводит пример из практики, когда в семье появилось пятеро детей в возрасте от 6 до 12 лет. Они сразу начали бороться за внимание и любовь замещающих родителей. Психологи дали приемным родителям рекомендации, выполнение которых позволило наладить отношения внутри семьи.
Рекомендации для родителей, воспитывающих сиблингов
- Обеспечивать участие родителей в деятельности и активностях детей для удовлетворения их потребности во внимании со стороны значимого взрослого (не менее часа в день).
- Развивать у детей умение проговаривать и озвучивать собственные потребности, желания и эмоции. Создавать комфортное пространство для обсуждения и выражения чувств.
- При общении с детьми дошкольного и младшего школьного возраста уделять внимание телесному взаимодействию, демонстрации и отражению эмоций.
- Приобщать детей к взаимодействию со сверстниками, в том числе для расширения их круга общения, чтобы они не замыкались в своей «маленькой семье».
- Увеличивать количество доступных хобби.
- Поддерживать совместную деятельность братьев и сестер.
- Ввести единые и простые для восприятия всеми детьми в семье правила поведения, контролировать их соблюдение.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы