Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Путеводитель Школы приемных родителей: как наладить общение с ребенком

3 ноября 2021 года

Путеводитель Школы приемных родителей: как наладить общение с ребенком

После того, как собраны все документы и получен статус кандидата в приемные родители, опекуна или усыновителя, для будущих мам и пап начинается волнительное время — поиск ребенка. Как проходит этот процесс, рассказала психолог центра содействия семейному воспитанию «Радуга» Ольга Гарба.

Встреча с ребенком

«Поиск ребенка — один из важных этапов процедуры усыновления или установления опеки. Часто он занимает немало времени. Как раз на этом этапе многие потенциальные родители начинают задумываться о том, каким должен быть их новый член семьи: будет это мальчик или девочка, какого возраста и так далее. Кандидатам лучше не устанавливать жесткие критерии поиска по полу, возрасту и особенностям здоровья ребенка. Можно привести множество примеров, когда потенциальные мамы и папы, познакомившись с реальными детьми, отказывались от первоначального намерения и вместо годовалой девочки принимали решение усыновить мальчика семи лет», — рассказывает Ольга Гарба.

Она выделяет несколько источников, где можно получить информацию о детях, оставшихся без попечения родителей. Кандидат может обратиться в любой государственный орган на территории РФ, занимающийся вопросом устройства детей: органы опеки и попечительства, один из Региональных банков данных детей, оставшихся без попечения родителей (в Москве кандидаты в приемные родители могут воспользоваться сайтом), или в Федеральный банк данных РФ.

У потенциальных приемных родителей / опекунов / усыновителей есть несколько возможностей для личного знакомства с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Во-первых, кандидат может посетить специализированные мероприятия, которые проводят учреждения для детей-сирот: дни аиста, дни открытых дверей. Такие встречи проводятся несколько раз в год. Расписание можно узнать на сайтах учреждений, на их страницах в социальных сетях или на портале «Моя новая семья», если к посещению планируется один из столичных центров.

Во-вторых, потенциальный приемный родитель / опекун / усыновитель может стать волонтером. В настоящее время существует множество общественных организаций, которые сотрудничают с учреждениями для детей-сирот.

Они организуют для ребят досуговые мероприятия, походы, праздники. Центры могут посещать волонтеры. В Москве есть специальный социальный проект «Давай ДруЖИТЬ!», взрослые участники которого могут исполнить мечту конкретного ребенка, оставшегося без попечения родителей, провести серию активностей для группы детей, стать социальным волонтером или наставником.

«Участвуя в совместной деятельности с ребятами, общаясь с ними, легче познакомиться, наладить контакт и, возможно, встретить ребенка, который станет членом вашей семьи», — говорит Ольга Гарба.

Для того, чтобы включиться в волонтерскую работу, нужно связаться с подходящей вам организацией и заявить о желании стать волонтером. В большинстве случаев до начала волонтерской деятельности необходимо будет пройти специальную подготовку.

Первая встреча

«Не стоит ждать от первой встречи слишком многого. Здесь задача потенциальных родителей — наладить контакт, найти темы для общения. Не нужно обещать лишнего и сразу сообщать ребенку, что его возьмут в семью. Это можно делать только тогда, когда вы будете абсолютно уверены, что берете его, и когда будут положительно решены все юридические вопросы», — разъясняет Ольга Гарба.

Во время знакомства специалист рекомендует родителям отвечать на вопросы ребенка прямо и просто. Важно сообщить ему, что вы хотите с ним познакомиться и пообщаться. На встрече полезно не только узнавать информацию о ребенке (что он любит, чем занимается, с кем дружит), но и рассказывать о себе (своей семье, работе, доме, домашних животных и так далее).

Младенцы и дети раннего возраста

В случае знакомства с совсем маленьким ребенком вдвойне важно собрать о нем информацию (особенности здоровья, родители, история изъятия из семьи). Это может понадобиться как для последующей работы с историей жизни малыша, так и для понимания особенностей, которые могут проявляться у него с возрастом.

По возможности нужно чаще посещать учреждение, чтобы посмотреть, как малыш спит, ест, как его пеленают, как ухаживают за ним. Так можно быстрее привыкнуть к ребенку и узнать его особенности.

Специалисты рекомендуют не надевать на встречу с младенцем слишком яркую одежду и необычные украшения — резкие запахи могут разволновать и даже напугать его. В качестве подарка можно привезти погремушку, прорезыватель, игрушку, которая надевается на палец.

Дошкольный возраст

Важно, чтобы знакомство с ребенком происходило в привычной для него обстановке (игровая или какая-то другая отдельная комната) и в отсутствие других детей. С этим помогут сотрудники принимающего учреждения.

Важно, чтобы на встрече присутствовал взрослый, которого малыш хорошо знает, например воспитатель или психолог. Это снижает у ребенка тревогу на начальном этапе знакомства с новыми людьми. Первая встреча может занять тридцать — сорок минут.

«Не спешите сразу брать ребенка на руки, заглядывать в глаза, это может вызвать у него беспокойство. Дайте ему привыкнуть к вашему присутствию. Лучше посидеть рядом с ним, привлечь внимание игрой, доброжелательной мимикой. Он может сам забраться к гостям на руки, но лучше быть очень аккуратными, потому что у каждого ребенка своя жизненная история, свой жизненный опыт, который может быть достаточно травматическим. Ребенку важен телесный контакт со взрослым, но на сокращение дистанции в отношениях нужно время. Если ребенок уклоняется от ваших рук или стремится отойти на безопасное, с его точки зрения, расстояние, не препятствуйте», — советует психолог.

Не рекомендуется задаривать ребенка подарками. Можно оставить что-то на память (игрушку, книжку или что-то еще) и пообещать ребенку вскоре приехать снова. Подарки не должны быть ценнее, чем общение.

Если хотите принести ребенку какое-то угощение, обязательно обсудите это с кем-то из персонала, так как у ребенка на какие-то продукты может быть аллергия.

От младших школьников до подростков

Здесь еще большее значение имеет беседа, рассказ потенциальных родителей о себе. Воспитатель или другой взрослый, который участвует в процессе знакомства, может предложить ребенку рассказать про учреждение, про то, чем дети занимаются, показать комнату, где ребенок живет. Такой посредник поможет сгладить напряжение и неловкость, которые могут возникнуть при первой встрече. Наладить контакт кандидатам будет проще, если они заранее соберут информацию о воспитаннике и его прошлом.

Если потенциальные родители понимают, что ребенок по каким-то причинам им не подходит, они пишут отказ, в котором указывают, почему не могут взять этого ребенка. Затем берут новое направление и продолжают поиски. В этом случае очень важно экологично завершить общение с ребенком. Поблагодарить его за время, проведенное вместе, выделив те моменты, которые вам особенно запомнились.

Для того, чтобы у кандидата была возможность лучше познакомиться с ребенком и принять решение, ему выделяется десять дней, в течение которых потенциальный родитель имеет право посещать воспитанника. В это время информация о последнем не будет доступна в базах данных.

В случае если родители поняли, что готовы взять ребенка в семью, они подписывают согласие в отделе опеки и попечительства. После подписания согласия кандидатам нужно будет написать заявление в суд (при усыновлении) или органы опеки (при установлении опеки).

Потенциальным родителям важно заручиться поддержкой родных и близких и помнить, что поиск ребенка — непростой процесс, который может занять достаточно большое количество времени и сил.

На заметку

В Москве сейчас работают более 30 школ приемных родителей (ШПР), занятия в которых проводятся в очной или очно-заочной формах. По окончании курса родители получают бессрочное свидетельство о прохождении подготовки, которое понадобится в дальнейшем для оформления документов на ребенка.

После принятия ребенка в семью родители могут воспользоваться бесплатной услугой по сопровождению замещающих семей, в которую входит консультативная, психологическая, юридическая, педагогическая и социальная помощь семьям.

Узнать больше о городских школах приемных родителей или службе сопровождения, а также записаться в одну из ШПР вы можете на портале «Моя новая семья».

Источник

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Опека и попечительство

Категория граждан:Дети-сироты

Новости по теме