Иногда в семьях звучит ультимативное: «Я не пойду в школу». Ребенок бунтует, отказывается выполнять домашние задания, на уроки по утрам собирается со слезами. Специалист Московской службы психологической помощи Анна Порозкова рассказывает, как преодолеть отказ идти в школу и что скрывается за таким поведением.

Часто можно услышать мнение, что нежелание учиться — блажь и лень. Такая простая фраза, а какую гамму эмоций, в том числе негативных, она может вызвать. Каждый из нас был школьником, и для каждого этот опыт разный. Возможно, для кого-то он оказался сопряжен с определенными тяготами. В таком случае и посыл, который родитель будет транслировать ребенку, не очень позитивный. Если же настрой на учебный процесс положительный, если есть понимание, что ошибка — не провал, но важная часть пути, то и отношение к обучению в семье будет иным.

Школа требует сосредоточенности, умения справляться с многозадачностью, навыка быстро переключаться между предметами. Дети держат под контролем сразу несколько процессов: им нужно усваивать знания, ежедневно демонстрировать, насколько хорошо это у них получилось, еще они учатся выстраивать отношения с другими людьми — педагогами и сверстниками. Выдерживать такую нагрузку детской психике не всегда просто: иногда случается перегруз эмоций и информации, ребенок не выносит такого объема. Как результат — саботаж и нежелание учиться.

Скрытое содержание

Чтобы понять, какой посыл скрыт за фразой «не хочу», ее можно разделить на составляющие — так мы поймем, о чем на самом деле пытается сообщить ребенок. А говорит он вот что:

  • мне сложно просыпаться по утрам, потому не могу сразу собраться с мыслями и запомнить, что нужно сделать;
  • я устал, плохо себя чувствую, ощущаю тревогу, боюсь заболеть;
  • не сделал домашнее задание или не понимаю тему, по которой будет контрольная, боюсь получить плохую оценку, не справиться;
  • я не могу ходить в туалет в школе;
  • я стесняюсь (очков, брекетов и пр.);
  • плохо вижу или плохо слышу;
  • я самый высокий (рыжий, курносый и т. д.) в классе;
  • потерял учебник, тетрадь, рюкзак;
  • меня укачивает в дороге, мне страшно идти одному, мне хочется идти самому, я стесняюсь, что меня кто-то водит в школу;
  • мне скучно (я справляюсь с заданиями быстрее других или, наоборот, ничего не понимаю и быстро отвлекаюсь);
  • мне одиноко в школе (нет друзей);
  • мне трудно запоминать столько информации, да еще и по разным предметам;
  • надо мной подтрунивают ребята в классе;
  • я много пропустил, не получается быстро догнать и работать в одном темпе с классом;
  • мне неудобна форма (или одежда для школы);
  • робею перед учителем — она слишком строгая.

В каждом случае отказа от школы есть своя история. Важно понять, какая. Выяснять это криками и скандалами — неудачная стратегия. Ребенок замкнется, перестанет доверять, решит, что родители его не понимают, не слышат, и продолжит свой бунт. Продолжит саботаж, за которым на самом деле скрыт оглушительный крик о помощи.

Советы родителям

  • Не торопите естественное созревание
    Одна из возможных причин отказа ходить в школу — раннее развитие (каким бы парадоксальным ни казался этот факт). Интеллектуальная деятельность постепенно вытесняет ведущую для детского возраста — игровую. Вместо того, чтобы играть в прятки, салки или «казаков-разбойников», современные дети бегло говорят на английском, складывают в уме трехзначные числа и пишут во втором классе сочинения о морфемах. В погоне за модным статусом «вундеркинда» родители порой забывают о естественном созревании и формировании организма ребенка. В своем развитии мозг проходит определенные этапы, на каждом из которых появляются новые мыслительные функции. Если не дать мозговым клеткам пройти нужный этап в свое время, можно получить дисбаланс в психической деятельности: мозг сделает все то, что вы от него требуете, но компенсирует это недоразвитием другой сферы. Потому, абсолютно здоровый ребенок вдруг может начать демонстрировать проблемы в освоении элементарных знаний. Чтобы восстановить нормальное функционирование психики, может потребоваться помощь специалиста.
  • Не создавайте негативную установку
    «Получишь тройку за контрольную — будешь серьезно наказан!» — распространенный и достаточно жесткий вариант родительского сценария. При этом взрослый не оказывает никакой поддержки сыну или дочери, скорее даже нагнетает и без того напряженную обстановку перед проверочной работой. Здесь есть вероятность не только отказа от посещения школы, но невротизация и психосоматизация ученика. Он начинает болеть, пропускать занятия и все больше не успевать по предметам. Карательное воздействие со стороны окружения увеличивается — патологический круг замыкается.
    Выдохните, сбавьте обороты! Ребенку нужна не критика и запугивание, а поддержка взрослого. От того, что вы накажете за неудовлетворительную оценку, ребенок лучше учиться не станет. Но вот если вы поможете разобраться с темой, которую он не понял, покажете, что готовы поддержать в трудной ситуации, примете без запугиваний, даже если ребенок снова не справился, тогда в отношениях появится доверие. Тогда не будет страха, что из-за неудачи последует расплата. Это придаст уверенности, что даже двойка — не конец света, что она точно не повлияет на отношения с родителями, а значит, школы можно не бояться.
  • Не игнорируйте ребенка
    Отказываясь ходить в школу, школьники могут так привлекать к себе внимание — добирать его хотя бы через ссору, потому что им попросту недостаточно времени, которое они проводят с родителями. И здесь важно не его количество, а качество.
    Что такое качественное время с детьми? Это время, когда родители не выясняют, кто и что сделал по дому, не думают о быте, бытовых проблемах, а полностью сконцентрированы на общении. Здесь даже гаджеты уместны: можно посмотреть вместе фильм, с детьми младшего возраста — почитать книгу, а младенцев осчастливить купанием перед сном. Интересуйтесь жизнью своих сыновей и дочерей: что смотрят, кого слушают, кому подражают, кто их кумиры, о чем мечтают, из-за чего переживают. И тогда уже к подростковому возрасту у вас сформируется хороший контакт с ребенком, так вы сможете совместно преодолеть очередной кризис без драм и ссор в семье.

Воспитание ребенка и поддержание хороших отношений с ним — трудная задача. Московская служба психологической помощи регулярно проводит вебинары на тему детско-родительских отношений и вопросов учебы. Например, 25 октября в 13:30 пройдет бесплатный вебинар «Родители и дети. Способы эффективного общения». На нем родители смогут узнать, как правильно разговаривать и слушать ребенка, что такое границы в отношениях, зачем их устанавливать, как правильно себя вести во время конфликта и многое другое.

В круглосуточном формате работает телефон неотложной психологической помощи 051 (для городского) и +7 (495) 051 (для мобильного) и чат психологической поддержки на сайте www.msph.ru.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы