Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Пять принципов развивающего ухода в работе с детьми-сиротами

1 октября 2021 года

Пять принципов развивающего ухода в работе с детьми-сиротами

Чем шире у ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития навыки самообслуживания, тем больше у него шансов на возможность социализации и более активную жизнь. В столичных центрах содействия семейному воспитанию, где живут дети-сироты, придерживаются принципов так называемого развивающего ухода. В его основе — индивидуальный подход, поощрение инициативы и безусловное принятие ребенка со всеми его особенностями. О том, как это реализуется на практике, рассказывают специалисты центра имени Г. И. Россолимо.

Принцип уважения личности

Основа этого принципа — принятие ребенка со всеми присущими ему особенностями, внимательное отношение к его чувствам и потребностям. «Мы предоставляем всем детям с особенностями развития свободу выбора и личной самостоятельности. Учитываем их возможности и даем время ими воспользоваться, помогаем в расширении их границ, какими бы они ни были изначально», — комментирует учитель-дефектолог Кира Женихова.

Принцип индивидуального подхода

Индивидуальные особенности, интересы и потребности воспитанников должны отражаться на всех этапах оказания психологической и педагогической помощи. На индивидуальных занятиях специалисты центра ориентируются прежде всего на соматическое и психическое состояние детей. И в зависимости от этого уже выбирают игры и пособия, которые будут использоваться в работе.

«Некоторые воспитанники сами выбирают материалы для занятия из предложенных — так проявляется их личная самостоятельность. Важно, чтобы дети выполняли задания без помощи взрослых, даже если на это требуется больше времени. Именно самостоятельное выполнение ребятами различных действий — основная цель при работе с особыми воспитанниками в рамках развивающего ухода», — говорит учитель-логопед Елена Никитина.

Принцип развития собственной активности

Любой ребенок может проявлять инициативу и участвовать в ежедневных делах центра. Воспитатели и педагоги поощряют активность ребенка, его самостоятельность — ведь через это малыш развивается.

Благодаря такому подходу многие ребята с множественными нарушениями могут самостоятельно расстелить и заправить постель себе и товарищу, сложить вещи в шкаф, помочь донести необходимые предметы до места назначения, поучаствовать в уборке группы. Детям нравится быть полезными, выполнять доступные им задания, помогать.

«Конечно, иногда проще сделать что-то за ребенка, чтобы не ждать и не терять время, но основная цель работы с такими детьми как раз и заключается в том, чтобы привить им навыки самообслуживания и умения, необходимые для максимально возможной социализации и интеграции в общество», — отмечают специалисты центра.

Принцип социальной интеграции

Дети с множественными нарушениями должны приобретать социальный опыт, доступный их сверстникам: обучаться в школе, заниматься адаптивной физкультурой, участвовать в культурных, досуговых и спортивных мероприятиях.

Дети из центра им. Г. И. Россолимо общаются с обычными сверстниками и ребятами с ограниченными возможностями здоровья. Прогулки, спортивные игры, концерты, выступления, театрализованные представления — такие мероприятия объединяют всех детей. При этом они развивают у ребят милосердие, ответственность, сострадание, взаимопомощь, позволяют почувствовать себя нужным и значимым для кого-то.

Принцип комплексного воздействия

Действия всех людей, участвующих в работе с детьми с особенностями развития, должны быть согласованными. «Мы сформировали целую команду специалистов, которые вместе определяют цели развивающей работы, общие и частные задачи. Когда дети с множественными нарушениями только поступили в наш центр, многие не умели сами одеваться, заправлять кровать, есть ложкой, убирать свои вещи и многое другое. Силами специалистов центра ребята заметно изменились и научились делать многое самостоятельно. Все это благодаря тому, что сотрудники учитывали возможности каждого ребенка и добивались результата пошагово и планомерно», — говорит директор центра Елена Возжаева.

Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию, вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Опека и попечительство

Категория граждан:Дети-сироты

Новости по теме