1 октября 2021 года
На этой неделе в Институте дополнительного профобразования столичного Департамента труда и соцзащиты главной темой для обсуждения стала работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Около 1000 офлайн- и онлайн-участников посетили дискуссионную площадку «Интеграция образования и реабилитации детей с ОВЗ. Опыт успешного взаимодействия», а также конференцию «Мир без границ: возможности развития ребенка с ТМНР в социальном пространстве».
В Москве проживает около 45 тысяч детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, которым нужно совмещать учебу и реабилитацию. Как малыш с постоянной инвалидностью может восстановиться быстрее?
Вместе с гостями дискуссионной площадки этот вопрос обсудили Ольга Москвичева (столичный Департамент образования и науки), Руфина Юнусова (ЦССВ «Алые паруса»), Ирина Егошева (воспитывает приемных детей с ОВЗ), Юлия Тепаева («КРОЦ»).
Татьяна Сапожникова, профессор кафедры специальной педагогики и инклюзивного образования Московского государственного областного университета, отметила: «Образование и реабилитация взаимообусловлены: чем лучше развита познавательная сфера, тем больше шансов на восстановление и коррекцию здоровья».
По мнению Юлии Тепаевой, при решении проблемы необходимо отталкиваться от интересов ребенка, его индивидуальных психофизических особенностей: «Сегодня в Москве много возможностей реабилитации и образования для детей с ОВЗ, но несведущему человеку сразу трудно понять, что поможет ребенку, а что нет. Родители ищут волшебную палочку, пробуют все методики подряд, забывая, что каждый ребенок имеет особый потенциал для развития. Как показывает опыт, помогает четкое соблюдение режима дня и разумное чередование обучения, реабилитации и отдыха».
Проблему обучения родителей, считает Юлия, можно решать через постоянный диалог, например, через создание «маминого» клуба, просветительские беседы, индивидуальные консультации: «В потоке информации родителю трудно ориентироваться. Мы, специалисты, обязаны ему помочь».
«Мир без границ»
О том, что семья влияет на успех ребенка, говорили эксперты на конференции «Мир без границ: возможности развития ребенка с ТМНР в социальном пространстве». Ее участники: ЦСПР «Роза ветров», ЦСПР «Формула роста», Ресурсный центр помощи людям с ментальными нарушениями «Вера. Надежда. Любовь», Центр профессионального развития и оценки квалификации.
Альтернативная коммуникация (неголосовое общение с помощью жестов, пиктограмм, изображений) важна для особенных детей. Галина Степанова (центр «Роза ветров»), отвечая на вопрос, как организовать работу с такими детьми, напомнила, что важнее всего индивидуальные особенности ребенка, его ресурсность. Дыхание, мимика, жесты и состояние тела — это все каналы коммуникации. Опираясь на эти сигналы, мы выстраиваем продуктивное взаимодействие с ребенком.
Всего более 20 экспертов — педагогов, психологов, дефектологов, специалистов по реабилитации — поделились своим опытом, провели четыре мастер-класса с демонстрацией реабилитационных упражнений и обсудили интересные кейсы.
Если вы не смогли поучаствовать в этих мероприятиях, посмотрите запись трансляции.
- Дискуссионная площадка «Интеграция образования и реабилитации детей с ОВЗ. Опыт успешного взаимодействия»: запись встречи можно посмотреть по ссылке.
- Конференция «Мир без границ: возможности развития ребенка с ТМНР в социальном пространстве»: запись можно посмотреть здесь.
ИДПО приглашает на обучение сотрудников социального комплекса Москвы. Получить каталог с полным перечнем программ института можно здесь. По любым вопросам пишите на почту ipk@mos.ru.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы