10 сентября 2021 года
25 лет работы отмечает Центр социальной адаптации им. Е. П. Глинки в Москве. За последние пять лет здесь оказали более 5,5 миллиона самых разных услуг для бездомных людей. Как работает и развивается учреждение, читайте в нашем материале.
Никто не должен оставаться на улице
Сегодня в центре и его филиалах 900 мест и предоставляется 44 услуги. Как развивалось учреждение и насколько важна поддержка государства бездомным людям, рассказала заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Людмила Митрюк.
«В сентябре 1996 года был открыт небольшой Дом ночного пребывания „Люблино“ для ночлега, в котором оказывали 10 услуг. Сегодня это многопрофильное учреждение, где комплексно оказываются услуги бездомным людям. Это непростая категория граждан, которая остро нуждается в поддержке и требует особого внимания. И чем раньше мы протянем руку помощи, тем эффективнее будет конечный результат. В составе Центра социальной адаптации есть приемное отделение, где человеку, только пришедшему в центр, оказываются не только санитарно-гигиенические, но и медицинские услуги, с ними также работают психологи и социальные работники. Бездомным дают возможность переоценить свою жизненную ситуацию, мотивируют вернуться к нормальному образу жизни. Кроме приемного отделения работают два полустационара — мужской и женский. Конечно, есть срочные услуги, которые наиболее востребованы: ночлег, питание, возможность помыться и получить одежду. Бывает так, что человек пока не готов меняться, но ему нужна помощь. В случае, если он готов принять поддержку, специалисты разрабатывают индивидуальную программу ресоциализации. Около тысячи человек в год возвращается к нормальной жизни. Им помогают найти свою семью, дом, работу», — отметила спикер.
В настоящий момент у центра есть четыре отделения: «Ясенево», «Косино-Ухтомское», «Дмитровское», «Востряково». Все они рассчитаны на комплексное социальное обслуживание людей в условиях круглосуточного пребывания.
«Никто не должен оставаться на улице, каждый достоин получить шанс на нормальную жизнь, главное — желание человека что-то изменить, а специалисты Центра в этом поддержат и направят. На сегодняшний день наше приемное отделение может принять до 250 человек, а полустационар рассчитан на 650 мест. Мы много работаем над модернизацией учреждения, сейчас ведутся масштабные ремонтные работы: поменяли маршрутизацию, разграничили пространство, сделали еще более доступной среду для маломобильных групп граждан, уделили максимальное внимание комфорту и функциональности. Видя эти изменения, люди с большей охотой обращаются за помощью», — говорит директор Центра социальной адаптации им. Е. П. Глинки Ольга Павличева.
Современный, доступный, комфортный
За последний год в учреждении провели ремонт: модернизировали приемное отделение с возможностью единовременного размещения до 60 маломобильных граждан, трансформировали пространство учреждения для разделения потоков обратившихся за помощью людей. Работа центра по новым стандартам позволяет успешно интегрировать людей в общество и сформировать гуманное отношение к людям на улице.
Светлые тона, приятные фиолетовые сиденья, современная навигация, приветливые сотрудники — так сегодня выглядит приемное отделение центра. «Сюда попадают бездомные, обратившиеся к нам за помощью. Здесь мы их встречаем, общаемся, помогаем оформить срочные социальные услуги: получить вещи, ночлег, принять душ. Также мы визуально осматриваем человека на предмет травм, ушибов, повреждений, педикулеза, чтобы при необходимости оказать доврачебную помощь», — рассказала социальный работник Анна Ордиянц.
Подопечный центра 53-летний Сергей Бобков приехал за помощью в феврале. В прошлом актер и музыкант, из-за пристрастия к алкоголю он остался без жилья и работы. «В приемное отделение привез друг. Думаю, этим он меня и спас», — рассказывает мужчина. Сергей активно участвует в творческой жизни учреждения: по праздникам играет на трубе и фортепиано. «Вижу, как меняется моя жизнь, но это было бы невозможно без поддержки сотрудников центра», — признается он.
Прямо по коридору расположились комфортные и просторные комнаты временного пребывания. Благодаря трансформации помещения, удалось организовать отделение для маломобильных граждан. У них есть кровати, тумбочки, специальный туалет. Здесь они могут переночевать и находятся до зачисления в стационарное отделение. Далее — комната выдачи вещей, где бездомные люди получают одежду и обувь. Вся она проходит санитарную обработку, вещи в дар приносят неравнодушные люди, некоммерческие организации.
Неподалеку расположились кабинеты психолога и социального работника. «Наша главная цель — вернуть бездомного к нормальной жизни, и мы делаем все для этого. Важно убедить человека, что не все потеряно, выслушать и поддержать, но не давать советов. Конечно, самая частая проблема — злоупотребление алкоголем», — отмечает психолог Михаил Шеверев.
«Когда человек приходит к нам, мы проводим полный опрос, вносим все данные, выясняем причины, почему он оказался на улице. Как правило, люди становятся жертвами мошенников или теряют жилье из-за конфликтов с родными. Далее, если он соглашается на нашу помощь, мы составляем план работы: ищем родственников, восстанавливаем документы, отправляем в родной регион, если человек из другого города», — рассказывает специалист по социальной работе Наталья Козлова.
С 1 декабря 2015 года в центре работает отделение медицинской помощи. Там трудятся врач-терапевт, фельдшеры, медицинские сестры, администраторы. На втором этаже расположились зоны отдыха, комната для приема пищи, на третьем —комнаты для ночлега.
Прийти на помощь в любой ситуации
А на четвертом этаже работает диспетчерская служба социального патруля. «Поступает звонок, диспетчер фиксирует всю нужную информацию и направляет бригаду социального патруля, которая находится ближе всего к нуждающемуся в помощи человеку. В диспетчерской отслеживают местонахождение всех патрульных машин. После отработки вызова соцпатруль докладывает об итогах проделанной работы диспетчеру. За последние пять лет в диспетчерскую службу поступило почти 25 тысяч вызовов, а с марта этого года центр начал принимать вызовы по номеру 112», — рассказал Геннадий Брежнев, заведующий диспетчерской службой отделения «Социальный патруль».
С 2012 года в центре социальной адаптации работает мобильная служба помощи бездомным гражданам «Социальный патруль». Мобильные бригады круглосуточно выезжают на вызовы неравнодушных граждан, которые хотят помочь бездомным людям. Также сотрудники патруля самостоятельно обходят парки, скверы, привокзальные территории и предлагают бездомным гражданам помощь. Если человек соглашается, его отвозят в центр, где с ним продолжают работать профильные специалисты.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы