Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Молодежные вечерки с танцами, песнями и хороводами: как занятия фольклором помогают детям-сиротам общаться и познавать мир

19 августа 2021 года

623

Фольклор — это что-то из области далекого прошлого? Вовсе нет! В центре содействия семейному воспитанию «Полярная звезда» дети всех возрастов с удовольствием занимаются народным творчеством. Что им это дает, рассказывает музыкальный руководитель центра Евгения Зуева.

— Евгения, расскажите, почему вы выбрали народный жанр в работе с детьми?

— Этот выбор связан с моим образованием. Окончила музыкальный факультет Московского государственного института культуры по специальности «Музыкально-певческое искусство». Во время учебы два года участвовала в проекте «Вечерки на левом берегу» и увидела, как фольклор сближает и раскрепощает людей. Захотелось познакомить ребят нашего центра с этим искусством. Сейчас мы проводим молодежные вечерки (встречи) с народными танцами, хороводами, играми. Создали музыкальный фольклорный ансамбль «Ладица». Игровые народные элементы включаем даже в дни открытых дверей.

— Какие элементы фольклора используете?

— Начинали, конечно, с хороводов. Это самый древний танец, прародитель всех танцевальных форм. Хороводы бывают разные: круговые, линейные, ленточные. Например, всеми любимый «Ручеек» — линейный. Мы любим «Капустку» — орнаментальный хоровод. Ведущий закручивает спираль, может петлять змейкой. Если смотреть сверху, то видны рисунки, которые связаны с древними орнаментами и символами воды, воздуха, огня, земли. На встречах чередуем танцы, игры и песни. Нашим ребятам нравится игра «Улица». Две команды стоят парами друг против друга. Пара проходит по «улице», придумывает разные движения, остальные повторяют.

— Чему человек учится, участвуя в хороводе?

— Хоровод — это уникальная форма общения, он тренирует полезные навыки. Например, в хороводе надо держать круг, а это требует внимания, концентрации. Надо не вывалиться вперед или назад, чувствовать соседей. Дети начинают видеть себя, свои шаги, стараются корректировать движения. В хороводе люди объединяются простым соединением рук, чувствуют себя частью чего-то большего. Простые действия помогают социализироваться, проявить качества, необходимые нам в жизни.

Воспитатели участвуют вместе с детьми − без них никуда! Если кто-то не понимает формат, ему помогают, поддерживают. Но мы никого не принуждаем. Ребенок может просто прийти посмотреть. Если хочет — присоединяется. Как правило, хотят все.

— Расскажите о музыкальном фольклорном ансамбле «Ладица».

— Занятия в ансамбле групповые и индивидуальные, сюда ходят наши малыши. Мы знакомимся с новыми инструментами, разучиваем песни, сказки, танцы. Для этого возраста много прекрасного материала. Вижу, как ребята меняются в ходе занятий, преодолевают в себе какие-то барьеры. Например, есть у нас воспитанник Алеша, у него страх сцены. На репетициях все хорошо получается, а на выступлениях прячется за других детей, боится. Одна наша взрослая воспитанница однажды перед выходом на сцену просто взяла Алешу за руку, и ему сразу стало спокойнее.

Еще один яркий пример — маленькая Наташа. Вначале она была озорной и непослушной, но постепенно втянулась, стала проситься на индивидуальные занятия, стараться. Раньше вертелась, а теперь слушает. Рада, что Наташа включилась в процесс и поняла, что свое поведение можно контролировать. В мае наш ансамбль впервые выступил в культурном центре ЗИЛ в творческом конкурсе «Созвездие». Малыши исполнили шуточную народную песню «Как у бабушки козел». Каждый играл на своем музыкальном инструменте — трещотках, деревянных ложках, бубне. Для нас это выступление — большой шаг вперед.

— Дети были в костюмах?

— Наш маленький коллектив я не представляю без костюмов. И хотя дети в таком возрасте на Руси ходили просто в рубашечках, мы решили сделать взрослые аутентичные наряды: порты, рубахи, сарафаны, платки. На сцену мы всегда выходим красивые.

Костюмы у нас простые, без вышивки, просто единая ткань. Старалась выбирать ее согласно канонам. Ткань, которая раньше делалась на станках, была либо однотонная, либо клетчатая. Я училась на курсах по пошиву народной одежды, поэтому все шила сама. Для меня эта практика была очень полезной: сделала костюмы для себя и детей.

— А есть игры, где ребенку позволяется немного пошалить?

— Конечно. Если бы они не могли шалить, то не ходили бы ко мне на занятия. Например, игра «Дед, дед, домовой, ты облей нас водой. Что мы делали вчера, угадать тебе пора». И дети веселятся, пытаются без слов, движениями показать, что они делали: рисовали, ездили. Как чувствуют, так и показывают. Хохот стоит на весь зал.

На распевке предлагаю высокие ноты петь, как комарики. На низких нотах поем, как медведи. Дети предлагают и свои варианты: «Хотим как кошечки или как собачки». Мы играем все время, потому что в этом возрасте ребенок учится только через игру.

— На днях открытых дверей используете формат вечерок?

— Когда мы думали о том, как лучше проводить дни открытых дверей, я предложила вечерки русской народной культуры. Вижу, как занятия влияют на людей, сближают, раскрепощают. В последний день открытых дверей гости и ребята в хороводе вместе играли-танцевали под открытым небом. Напев заканчивался, и в центре оставалась «лишняя» пара, которой давали фант: спеть частушки, прочитать стихи, станцевать. Взрослый и ребенок придумывали вместе, что можно показать. Конечно, возникал контакт!

Было много игр, где партнеры постоянно меняются, и таким образом ребенок и взрослый знакомятся со всеми. Малыши тоже участвовали. Они самые раскованные, незажатые, веселятся по-детски, иногда не успевая выполнить задание. Глядя на них, взрослые тоже раскрепощались. А потом мы пошли вместе пить чай.

— У подростков есть индивидуальные занятия музыкальным фольклором?

— Мы не ограничиваемся фольклорными занятиями, а исходим из того, что ребенку нравится. Я спрашиваю, что он любит, что слушает, что хотел бы исполнить, и предлагаю свои варианты. Обычно берем в работу что-то из народной и из современной музыки. Одна девочка у нас даже стала писать рэп.

— Классический вопрос о планах на будущее.

— В новом учебном году хочу поставить вертеп — народную кукольную мистерию о Рождестве. В планах сделать коробку под театр с двумя ярусами. Дети будут играть куклами и говорить за них, петь и играть на музыкальных инструментах. Вертеп — это отличная возможность выступить для ребят, которые боятся показываться на публике. Ведь озвучивающий куклу стоит за ширмой, и его не видно.

— Как вы считаете, почему фольклор актуален в наше время? Ведь мы живем совсем в другом мире, и менталитет современного человека далек от мировоззрения предков.

— Да, мы живем иначе. Вечерки сейчас заменяет интернет. Но в памяти народа остались эти игры, хороводы. Исследователи фольклора говорят о приобщении в хороводах, песнях к культурным и генетическим кодам человечества. Сколько бы ни прошло времени, все это живет в нашей памяти. На эту тему есть много научных работ. Это генетика. Иногда ребенок не понимает, зачем ему это нужно, но внутри него что-то щелкает, пробуждается. Мне приятно, что педагоги и воспитатели центра поддерживают это направление. Думаю, что наши дети благодаря занятиям народным творчеством вырастут более открытыми этому миру.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Опека и попечительство

Категория граждан:Дети-сироты

Поделиться:

Новости по теме