Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Как родителям подготовиться к 1 сентября: советы столичного психолога

17 августа 2021 года

1174

Новый учебный год для семей, в которых есть школьники, — это радость и волнение одновременно. Бывает так, что взрослым достаточно сложно учесть все, что нужно для благополучного начала занятий, особенно это касается будущих первоклассников. О том, как облегчить родителям эту задачу и какие этапы подготовки к школе важно учитывать, рассказывает психолог Московской службы психологической помощи Екатерина Игонина.

«Один из главных залогов успеха — это эмоциональный настрой ребенка и взрослых членов семьи на хорошее начало и продолжение учебного года. Заранее формируйте позитивное отношение к школе и обучению: для самых младших подчеркивайте важность события, а для детей постарше — преимущества, которые дает им школа, и гордость за свои достижения», — советует Екатерина.

Также имеет большое значение отношение домочадцев к началу учебного года: будет лучше, если в доме есть традиция отмечать 1 сентября с подарками, праздничным обедом, веселыми (а иногда и поучительными) рассказами старших о своем детстве и с добрыми пожеланиями школьникам. И еще рекомендация: праздник праздником, однако лучше воздержаться от чрезмерного ажиотажа. Занятия и школа являются естественной частью жизни детей, и наделять их большим или меньшим, чем нужно, значением — ошибочно.

Такие важные мелочи

Еще на каникулах проверьте наличие нужных ребенку вещей: школьные принадлежности, учебники, одежда и обувь. Обязательно подготовьте дома удобное рабочее место — там, где светло и тихо. Помните, что для младших школьников имеет большое значение то, как выглядит пенал, изображены ли на тетрадках любимые герои и насколько красивый портфель. Поэтому доставьте им удовольствие самим выбирать ручки, обложки и тетрадки для уроков — это в действительности помогает лучше адаптироваться к новому жизненному этапу, делает процесс погружения в школьную жизнь интереснее.

Заранее выясните, где купите цветы, и рассчитайте время для подготовки к выходу из дома утром. Пусть день начнется с приятных и необременительных хлопот — спешка и срыв планов грозят испорченным настроением. «Также предварительно побеседуйте с учителем по поводу того, что разрешено или запрещено на уроках (гаджеты, украшения, игрушки, детали внешнего вида), чем лучше наполнять ланч-бокс, можно ли на переменках играть и бегать. В соответствии с полученной информацией подготовьте все необходимое и обязательно объясните ребенку, как себя надо вести в школе», — отмечает психолог.

Социальный аспект

«Убедитесь, что ребенок может обратиться к учителю или любому школьному педагогу с просьбой, у него есть ваши контактные данные и он способен назвать свой адрес и позвонить вам на сотовый или на работу даже без своего мобильного телефона. Как можно более объективно оцените уровень коммуникативных навыков своего ребенка в соответствии с его возрастом. Представьте, как может познакомиться с соседом по парте ваша дочка: что скажет, если будет знакомиться первая, а как поступить, когда обратятся к ней? А если речь идет о подростке, которому предстоит впервые появиться среди ребят новой школы?» — поясняет специалист.

Посоветуйте своим детям проверенные способы начала разговора и успешного знакомства с одноклассниками. Также уточните, помнит ли младший школьник правила поведения на улице (если сам возвращается домой), знает ли, что делать в случае, если его вовремя не забрали из школы или если молчит номер телефона мамы или папы.

Если хочешь быть здоров

Особого внимания в настоящее время требуют меры безопасности, связанные с профилактикой вирусов и инфекций. Снабдите школьника средствами дезинфекции: санитайзером, дезинфицирующими салфетками, масками и перчатками таким образом, чтобы, помимо используемых, имелся дополнительный комплект. И самое главное — объясните, зачем и как пользоваться индивидуальной защитой, почему важно регулярно мыть руки, а с одноклассниками стараться обниматься поменьше, даже если очень им рады.

Будет лучше всего, если с самыми младшими проиграть типичные ситуации с помощью игрушек: например, как они при входе меряют температуру, как сразу же после раздевалки куклы моют руки, как после выхода к доске пользуются салфетками. Понаблюдайте за ребенком во время занятий дома, и если есть привычка трогать лицо или грызть карандаш, отметьте для него эти действия и постарайтесь отучить. Обязательно ответьте на все интересующие детей вопросы: что делать, если забыл маску, можно ли дать салфетку из своей пачки другому и как быть, если утром температура была нормальной, а позже почувствовал себя плохо.

Проверено — к школе готовы!

Пожалуй, большинство родителей первоклассников переживают и беспокоятся о том, насколько комфортно будет ребенку на уроке, сможет ли он справляться с новым режимом дня и обстоятельствами, сопровождающими учебный процесс. Для того, чтобы беспокойства родителей и самих детей было меньше, последний год в дошкольных учреждениях посвящен подготовке к обучению и проверке готовности воспитанников к школьной скамье. Конечно же, дети должны быть развитыми с интеллектуальной точки зрения — например, уметь писать и считать. Однако также важна готовность психологическая и социальная: желание и способность быть учеником, а также возможность находиться без родителей в школе и уметь достаточно свободно и без стеснения общаться как с другими ребятами, так и с педагогами. Вот почему даже тем ребятам, которых воспитывали дома, рекомендуется в последний перед поступлением год провести в подготовительной группе детского сада.

Не переусердствуйте

Однажды за консультацией, спустя месяц после начала учебного года, обратилась мама первоклассницы. Женщина жаловалась на то, что обычно приветливая и радостная дочь стала плаксивой, часто капризничает, может даже прикрикнуть на бабушку, если та делает ей замечания. Более того, девочка периодически стала просить пропустить уроки, хотя шла в школу всегда с удовольствием, ей нравится учиться. После более подробного рассказа мамы о распорядке дня ученицы выяснилось, что кроме общеобразовательной школы, та посещает еще музыкальную и художественную школы. Причем и мама, и дочка подтверждают, что обучение музыке и рисунку началось по настоятельной просьбе самой девочки. В итоге было принято решение отказаться от посещения художественной школы, а к занятиям музыкой вернуться после Нового года.

Важно учитывать!

Зачастую дети загораются участием в нескольких секциях и кружках, им действительно интересно, но свои силы они пока не могут ни оценить, ни грамотно распределить. Поэтому в период адаптации к школе лучше вовсе воздержаться от дополнительных занятий, ведь на само изменение режима и привыкание к учебным нагрузкам уже требуется много ресурсов.

Если у вас есть вопросы, касающиеся подготовки детей к школе или их адаптации, вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам Московской службы психологической помощи населению. Записаться на бесплатную очную или дистанционную психологическую консультацию можно по телефону +7 (499) 173-09-09 или на сайте https://msph.ru/

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме