12 августа 2021 года
Развитие координации и ловкости мелких движений пальцев рук помогает ребенку не только выполнять важные повседневные действия — одеваться, убирать игрушки, чистить зубки, но и подготавливает почву для развития речи. Так происходит оттого, что в головном мозге зоны, отвечающие за речь и движения руки, находятся совсем рядом. Как можно позаботиться о своем малыше и помочь ему развить необходимые навыки, рассказала психолог семейного центра «Палитра» Ирина Васильева.
Помочь малышке научиться рисовать
В семейный центр «Палитра» обратилась 38-летняя Наталья с двухлетней дочерью Татьяной. Женщина рассказала, что малышка не может находиться в сосредоточенном состоянии, часто роняет вещи и от этого кажется неуклюжей. К тому же вызывает беспокойство, что девочка рисует и лепит что-то непонятное, не может придать своим работам какую-то форму, хотя у других детей это получается.
На занятиях с психологом ребенку действительно не удавалось скатать шарик из пластилина или нарисовать кружок, поэтому с ней начали использовать фактурные материалы и игры, не предполагающие мелкие скоординированные действия: песок, крупу, макароны.
Затем все усилия специалисты направили на то, чтобы сформировать «пальчиковый захват», когда ребенок берет что-то двумя пальчиками: большим и указательным. Начали с сортировки более крупных предметов, которые постепенно от занятия к занятию уменьшались. Теперь Таня рисует кружочки и даже их раскрашивает.
С мамой проводится регулярная работа на восстановление ресурсов, так как, занимаясь воспитанием ребенка самостоятельно, она ощущала хроническую усталость и, как следствие, предлагала дочери одни и те же упражнения и материалы. Не замечая быстрого результата, чувствовала вину и раздражение.
Важные детали
У детей в возрасте двух-трех лет нет возможности надолго концентрировать свое внимание, поэтому нужно заранее продумать, как то или иное задание можно превратить в игру.
Без смыслового сюжета маленькому человеку трудно совершать необычные и монотонные действия, которые помогут скатать, например, шарик или сгруппировать предметы по признаку.
Вы можете придумать историю с двумя любимыми игрушками. Например, кошечка любит кушать рыбку (печенье-«рыбки»), а мишка — фасоль. Они шли из магазина, и вдруг их корзинки упали и еда перемешалась. Предложите ребенку помочь и найти для кошечки и для мишки то, что они любят. А потом можно показать, как игрушки кушают.
Также очень важна осторожность. Помните, что мелкие предметы опасны, нужно постоянно контролировать, чтобы малыш не захотел что-то попробовать на вкус. Будьте готовы, что что-то будет рассыпано или разлито. Помните: ваше чадо только учится и имеет право ошибаться много-много раз, воспринимайте это позитивно.
Примеры игр для развития мелкой моторики рук
- Нарисуйте на бумаге дорожку Колобка от лисы до домика, по которой нужно прокатить шарик рукой, а затем и пальчиком.
- Можно приготовить обед для кукол с многочисленными пересыпаниями из одной емкости в другую.
- Порвите бумагу на полоски, которые нужно использовать как билеты. Бумагу можно сминать в шарики и кидать в корзинку на точность попадания.
- Вдавливайте мелкие предметы в пластилин. Так, можно собачке из пластилина сделать глазки из бусинок, семечек, или панцирь из камушков для черепашки.
- Перелистывайте книжные страницы по одной, разглядывая картинки.
- Соберите из конструктора домик или гараж.
- Застегивайте липучки, пуговицы.
В помощь родителям
Если вы сталкиваетесь с трудностями в воспитании ребенка, вы можете обратиться в столичные семейные центры, где квалифицированные сотрудники всегда вам помогут.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы