Почему дети замыкаются? Почему не доверяют родителям и не хотят с ними делиться своими переживаниями? Всегда ли дело в особенностях переходного возраста или взрослые что-то делают не так? В семейных центрах столицы действуют специальные программы, позволяющие укрепить отношения между детьми и родителями, сделать общение в семье более доверительным и открытым.

Как нарушается привязанность между родителями и детьми

Дать ребенку хорошее образование, наполнить полезными занятиями его досуг — вот установка современных родителей. Наши дети, как и взрослые, невероятно заняты. Каждое утро родители уходят на работу, а дети — в школу. В течение всего дня и те, и другие решают множество важных задач. И вот наступает долгожданный вечер. Все приходят домой. Ребенок хочет поделиться событиями дня, но мама готовит, а папа устал. «Делай уроки», «пойди поиграй» — вот и вся реакция взрослых на детские рассказы. Так повторяется изо дня в день. Постепенно ребенок перестает «приставать», в его душе зарождаются недоверие и чувство одиночества.

«Родители не сразу замечают перемену. Ипотека, проблемы на работе, кризисы в отношениях с партнером, конфликты с друзьями — у них слишком много важных дел и подчас нет сил взглянуть в глаза проблеме. От усталости взрослые подсознательно оправдывают замкнутость ребенка особенностями возраста и не вникают в то, что происходит. А происходит разрушение детско-родительской привязанности», — говорит Татьяна Воронкова, психолог семейного центра «Измайлово».

Программа, позволяющая сохранить теплые отношения в семье

В столичных семейных центрах действует более 40 программ по укреплению детско-родительских отношений. На занятиях и тренингах взрослые узнают, как поддерживать доверительные отношения с ребенком, а дети учатся бесконфликтному общению. Совместные занятия со всей семьей помогают выявить и решить проблемы взаимодействия.

В семейном центре «Измайлово» работает психокоррекционная программа «Веселые каракули». Арт-терапевтические занятия этой программы делятся на две части. Первая — невербальная, творческая, неструктурированная. В ней основное средство самовыражения — рисунок. Вторая часть — обсуждение проделанной работы и ее результатов, обратная связь от участников и ведущего по поводу восприятия нарисованного и всего процесса работы.

Также программа включает в себя психологические упражнения разного уровня, интерактивные игры, элементы сказкотерапии, музыкальную терапию, мозговой штурм и другие методы когнитивного развития.

«Задачи программы разнообразны: повышение самооценки, проработка своих чувств, развитие способности к концентрации внимания, активизация познавательной деятельности, а также коррекция коммуникативного сотрудничества родителя и ребенка», — комментирует Воронкова.

Найти время и возможности

В семейный центр «Измайлово» обратилась семья Федоровых. Родители обвиняли подростка в низкой учебной мотивации, говорили, что он не делает уроки, часто прогуливает школу.

На беседе с психологом подросток рассказал, что у него есть сложности по некоторым предметам, но признаться родителям ему стыдно. Они много работают, и у них совсем нет времени решать его проблемы.

Психолог предложил семье посетить несколько консультаций и рекомендовал занятия по программе «Веселые каракули». Родители, осознавая серьезность ситуации, последовали этим советам.

Итог: подросток закрыл аттестацию по всем предметам, сдал ОГЭ и поступил в колледж. Его отношения с родителями значительно улучшились.

Помощь рядом

Если вы столкнулись с проблемами в семье и нуждаетесь в помощи, обратитесь к специалистам семейного центра. Они окажут вам квалифицированную помощь. Оставьте обращение на портале «Мой семейный центр». Наш сотрудник свяжется с вами в течение одного рабочего дня.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы