По мнению специалистов из столичного центра имени Ю. В. Никулина, юмор является мощным средством педагогического воздействия. Шутки, позитивный взгляд на мир, умение посмеяться на собой — все это помогает переносить жизненные трудности и вообще благотворно действует на организм человека. О том, как использовать юмор в процессе воспитания ребенка, рассказывает воспитатель Александра Городецкая.

Хорошая шутка часто служит защитной реакцией — она оберегает психику от сильных негативных эмоций. Благодаря юмору поддерживается душевный комфорт, человек забывает о многих неприятностях, неудобствах.

При воспитании детей важно, чтобы эмоциональный контакт, вызванный юмором, шуткой или веселым рассказом, воздействовал на ребенка незаметно для него самого.

«В нашей группе есть мальчик. Хороший, но немножко ленится. Наблюдаю: он доел варенье, а пустую банку оставил рядом с собой. Ситуация не меняется на протяжении получаса: банка не перемещается в мусорное ведро. Говорю ему: о, перед нами любимый ученик Винни-Пуха! Ребенок в недоумении. Продолжаю: это ты у Винни-Пуха научился — сладкое съесть, а горшочек оставить, ведь горшок пустой гораздо выше ценится? Подросток все понимает, ему совсем не хочется быть учеником Винни-Пуха, даже пусть и любимым учеником. Он улыбается и отправляет банку по назначению», — рассказывает Александра Городецкая.

«Или вот еще пример. Одна наша воспитанница всегда в центре всех модных трендов и челленджей Тик Тока. Как-то перед началом занятий по формированию социально-бытовых навыков она разучивала новые движения под музыку. Занятие началось, а девочка никак не могла включиться в работу. Беру в руки швабру и со словами „Кристина, лови новый челлендж“ быстро перекладываю ее из руки в руку, имитируя руками движения трендов. Кристина засмеялась, но взялась за швабру. Такой ненавязчивый эмоциональный контакт улучшает взаимоотношения с ребенком, вызывает доброе отношение, доверие», — делится воспитатель.

Чтобы юмор эмоционально поддерживал человека и его окружение, важно помнить ряд этических правил:

  • Нельзя подвергать осмеянию личность человека (взрослого или ребенка), можно пошутить лишь над отдельной чертой характера либо конкретным поступком.
  • Недопустимы злые высмеивания, насмешки.
  • Высмеивать можно только то, что человек может исправить, изменить.
  • Не стоит первым начинать смеяться над собственной шуткой, даже очень удачной.
  • Грубые шутки − свидетельство низкой внутренней культуры, они недопустимы в педагогическом процессе.
  • Никакая шутка не должна унижать достоинство человека.
  • Не следует смеяться над случайностью, высмеивать непроизвольный промах человека.
  • Юмор в педагогическом процессе не должен приводить к панибратству или нарушению дистанции.
  • Нельзя сердиться на проявление юмора, нужно уметь посмеяться над собой.

«Нарушение этих правил может привести к неблагоприятным последствиям, вплоть до полной потери авторитета взрослого», — подводит итог Александра.

Юмор имеет важное значение в процессе воспитания и развития ребенка. Он помогает сохранять и развивать душевное и физическое здоровье, устраняет проблемы в общении, помогает снять психологическое и эмоциональное напряжение и преодолеть сложные и проблемные моменты в воспитании детей.

На заметку!

Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы