23 июля 2021 года
Открываем новую серию публикаций «Путеводитель школы приемных родителей», созданную на базе программы ШПР Центра «Наш дом». «Путеводитель» познакомит с основами реального курса школы, расскажет о детях-сиротах и замещающем родительстве. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье — это главная тема и лейтмотив всей рубрики. Давайте познакомимся с воспитанниками социальных учреждений и изучим формы семейного устройства.
Семья — самое главное
В статье 54 Семейного Кодекса Российской Федерации написано: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание». Также «Ребенок имеет права на воспитание своими родителями (...), обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства».
Ребенок имеет право, однако в жизни так случается, что под воздействием различных трагических жизненных обстоятельств это право не может быть реализовано. И в этом случае Семейный Кодекс гласит: «При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства».
«Как показывает опыт семейного устройства воспитанников и многолетний опыт ведения ШПР Центра „Наш дом“, большинство людей уверены, что дети, оказавшиеся в социальном учреждении, не испытывают нужды в крове, еде, уходе, активно развиваются и получают образование — в общем, счастливы. И это отчасти правда: с точки зрения организации социально-бытовых условий, условий воспитания и содержания детей — у них есть все необходимое. Тем не менее, одних хороших условий недостаточно для того, чтобы воспитанники детского учреждения были счастливыми. Никакое самое лучшее учреждение не сможет заменить ребенку семью», — рассказала Ольга Ботова, педагог-психолог Центра содействия семейному воспитанию «Наш дом», ведущая школы приемных родителей.
Задачи замещающих родителей
Дети попадают в социальные центры по разным причинам. Это и трагедии, и социальные болезни (алкоголизм, наркомания), и асоциальный образ жизни кровных родителей. Но даже во всех этих случаях дети могут остаться в семье, если есть родственники, которые могут и хотят их воспитывать. И только в самом крайнем случае, когда ни в семье, ни в ее ближайшем окружении не нашлось никого, кто захотел бы и смог принять ребенка к себе в семью на воспитание, он оказывается в социальном центре.
Искать в учреждении «идеальных» детей неправильно. Здесь все воспитанники без исключения травмированы, и часто не только психологически. Это дети, которые потеряли родителей, от которых отказались, которых бросили, с которыми жестоко обращались. В таких жизненных обстоятельствах едва ли возможно быть по-настоящему счастливым, трудно быть благодарным, вежливым и воспитанным, не хватает родного плеча, чтобы на него опереться и быть успешным.
«Это, конечно, не означает, что детям больше не нужна семья, близкие стабильные значимые люди. Напротив, воспитанники детских учреждений очень нуждаются в любви, принятии и тепле. Они как никто другой способны быть благодарными, отвечая на ваше внимание и любовь. Только чтобы принять ваш положительный заряд, детям необходимо снова научиться доверять взрослым, пережить свое горе, „выплеснув“ накопившиеся злость и обиду, почувствовать себя всецело защищенными», — поделилась Ольга Ботова.
В этом и заключаются задачи замещающих родителей: помочь пережить, научить справляться, заслужить доверие и научить доверять, дать опору для дальнейших успехов.
Основные формы семейного устройства
Гражданам, желающим принять ребенка в свою семью на воспитание, в начале своего пути необходимо знать два основных момента.
Во-первых, принять ребенка на воспитание может как супружеская пара, так и человек, не состоящий в зарегистрированном браке. Однако лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.
Во-вторых, Семейное законодательство РФ предусматривает две основные формы семейного устройства: усыновление (удочерение) и опека (попечительство). Опека устанавливается над детьми до 14 лет, а попечительство — от 14 до 18 лет.
Основное различие между усыновлением и опекой (попечительством) состоит в том, что по своему правовому статусу усыновленный ребенок приравнивается к кровному, поэтому с момента усыновления перестает считаться оставшимся без попечения родителей и приобретает все права кровного, а усыновители приравниваются к биологическим родителям. После же передачи маленького человека под опеку (попечительство) статус «ребенок, оставшийся без попечения родителей» и право на получение социальных льгот и пособий у него сохраняются.
Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. Но орган опеки, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор о приемной семье. Тогда за воспитание детей приемным родителям ежемесячно выплачивается вознаграждение. При этом и в случае безвозмездной опеки, и в случае возмездной опеки (приемной семьи) на детей будут выплачиваться денежные средства на содержание, и дети получат все льготы, установленные для них федеральным и региональным законодательствами.
Требования к потенциальным усыновителям и опекунам практически идентичны. Процесс же принятия ребенка в семью имеет свои особенности в зависимости от выбранной формы семейного устройства. Решение об усыновлении принимается судом, а опека (попечительство) назначается распорядительным актом органа опеки и попечительства.
Кроме этого ребенок, оставшийся без попечения родителей, может быть временно передан в семью на гостевой режим сроком до трех месяцев. Чтобы иметь возможность забирать ребенка «в гости» на выходные, праздники или каникулы, необходимо соответствующее заключение органа опеки и попечительства, а также разрешение администрации детского учреждения, воспитанником которой является ваш будущий гость. Подобная гостевая передача не является формой семейного устройства.
Подробнее о различных формах семейного устройства детей всегда можно узнать на портале «Моя новая семья» в разделе «Хочу взять ребенка». На этом же сайте можно прочесть о работе школ приемных родителей, жизни столичных центров содействия семейному воспитанию. Полезную информацию для себя здесь найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы