Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Путеводитель школы приемных родителей. Право на семью

23 июля 2021 года

Путеводитель школы приемных родителей. Право на семью

Открываем новую серию публикаций «Путеводитель школы приемных родителей», созданную на базе программы ШПР Центра «Наш дом». «Путеводитель» познакомит с основами реального курса школы, расскажет о детях-сиротах и замещающем родительстве. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье — это главная тема и лейтмотив всей рубрики. Давайте познакомимся с воспитанниками социальных учреждений и изучим формы семейного устройства.

Семья — самое главное

В статье 54 Семейного Кодекса Российской Федерации написано: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание». Также «Ребенок имеет права на воспитание своими родителями (...), обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства».

Ребенок имеет право, однако в жизни так случается, что под воздействием различных трагических жизненных обстоятельств это право не может быть реализовано. И в этом случае Семейный Кодекс гласит: «При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства».

«Как показывает опыт семейного устройства воспитанников и многолетний опыт ведения ШПР Центра „Наш дом“, большинство людей уверены, что дети, оказавшиеся в социальном учреждении, не испытывают нужды в крове, еде, уходе, активно развиваются и получают образование — в общем, счастливы. И это отчасти правда: с точки зрения организации социально-бытовых условий, условий воспитания и содержания детей — у них есть все необходимое. Тем не менее, одних хороших условий недостаточно для того, чтобы воспитанники детского учреждения были счастливыми. Никакое самое лучшее учреждение не сможет заменить ребенку семью», — рассказала Ольга Ботова, педагог-психолог Центра содействия семейному воспитанию «Наш дом», ведущая школы приемных родителей.

Центр содействия семейному воспитанию «Наш дом»

Задачи замещающих родителей

Дети попадают в социальные центры по разным причинам. Это и трагедии, и социальные болезни (алкоголизм, наркомания), и асоциальный образ жизни кровных родителей. Но даже во всех этих случаях дети могут остаться в семье, если есть родственники, которые могут и хотят их воспитывать. И только в самом крайнем случае, когда ни в семье, ни в ее ближайшем окружении не нашлось никого, кто захотел бы и смог принять ребенка к себе в семью на воспитание, он оказывается в социальном центре.

Искать в учреждении «идеальных» детей неправильно. Здесь все воспитанники без исключения травмированы, и часто не только психологически. Это дети, которые потеряли родителей, от которых отказались, которых бросили, с которыми жестоко обращались. В таких жизненных обстоятельствах едва ли возможно быть по-настоящему счастливым, трудно быть благодарным, вежливым и воспитанным, не хватает родного плеча, чтобы на него опереться и быть успешным.

«Это, конечно, не означает, что детям больше не нужна семья, близкие стабильные значимые люди. Напротив, воспитанники детских учреждений очень нуждаются в любви, принятии и тепле. Они как никто другой способны быть благодарными, отвечая на ваше внимание и любовь. Только чтобы принять ваш положительный заряд, детям необходимо снова научиться доверять взрослым, пережить свое горе, „выплеснув“ накопившиеся злость и обиду, почувствовать себя всецело защищенными», — поделилась Ольга Ботова.

В этом и заключаются задачи замещающих родителей: помочь пережить, научить справляться, заслужить доверие и научить доверять, дать опору для дальнейших успехов.

Основные формы семейного устройства

Гражданам, желающим принять ребенка в свою семью на воспитание, в начале своего пути необходимо знать два основных момента.

Во-первых, принять ребенка на воспитание может как супружеская пара, так и человек, не состоящий в зарегистрированном браке. Однако лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.

Во-вторых, Семейное законодательство РФ предусматривает две основные формы семейного устройства: усыновление (удочерение) и опека (попечительство). Опека устанавливается над детьми до 14 лет, а попечительство — от 14 до 18 лет.

Основное различие между усыновлением и опекой (попечительством) состоит в том, что по своему правовому статусу усыновленный ребенок приравнивается к кровному, поэтому с момента усыновления перестает считаться оставшимся без попечения родителей и приобретает все права кровного, а усыновители приравниваются к биологическим родителям. После же передачи маленького человека под опеку (попечительство) статус «ребенок, оставшийся без попечения родителей» и право на получение социальных льгот и пособий у него сохраняются.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. Но орган опеки, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор о приемной семье. Тогда за воспитание детей приемным родителям ежемесячно выплачивается вознаграждение. При этом и в случае безвозмездной опеки, и в случае возмездной опеки (приемной семьи) на детей будут выплачиваться денежные средства на содержание, и дети получат все льготы, установленные для них федеральным и региональным законодательствами.

Требования к потенциальным усыновителям и опекунам практически идентичны. Процесс же принятия ребенка в семью имеет свои особенности в зависимости от выбранной формы семейного устройства. Решение об усыновлении принимается судом, а опека (попечительство) назначается распорядительным актом органа опеки и попечительства.

Кроме этого ребенок, оставшийся без попечения родителей, может быть временно передан в семью на гостевой режим сроком до трех месяцев. Чтобы иметь возможность забирать ребенка «в гости» на выходные, праздники или каникулы, необходимо соответствующее заключение органа опеки и попечительства, а также разрешение администрации детского учреждения, воспитанником которой является ваш будущий гость. Подобная гостевая передача не является формой семейного устройства.

Подробнее о различных формах семейного устройства детей всегда можно узнать на портале «Моя новая семья» в разделе «Хочу взять ребенка». На этом же сайте можно прочесть о работе школ приемных родителей, жизни столичных центров содействия семейному воспитанию. Полезную информацию для себя здесь найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Опека и попечительство

Категория граждан:Опекуны, Дети-сироты

Новости по теме