12 июля 2021 года
В Научно-практическом реабилитационном центре (НПРЦ), подведомственном столичному Департаменту труда и соцзащиты, люди с разными формами инвалидности получают услуги комплексной реабилитации, частью которой является социальная. Ольга Гудина, заместитель директора по социальной реабилитации и абилитации, рассказала о том, почему социальная реабилитация — необходимый компонент и как она проходит в НПРЦ.
— Расскажите, в чем суть социальной реабилитации и абилитации?
— Это большой комплекс мер, которые предпринимаются для того, чтобы помочь сформироваться человеку как личности с устойчивыми нравственными позициями, способной реализоваться в современном мире. Вся деятельность нашей службы основана на индивидуальном подходе.
Мы работаем по специальным реабилитационным программам, используем разные формы и методы социальной реабилитации. У нас работают психологи и логопеды, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и музыкальные работники.
Социальная реабилитация — это восстановление утраченных способностей людей с инвалидностью к бытовой, профессиональной, общественной и иной деятельности. Абилитация — это процесс формирования отсутствующих способностей к такой деятельности. Проще говоря, реабилитация − восстановление, абилитация − обучение. Так, социально-бытовая реабилитация, включает в себя как реабилитационные услуги, так и абилитационные, где в рамках занятий человека обучают, например, повседневному уходу за собой.
− Какие направления существуют в НПРЦ по социальной реабилитации и абилитации?
− Наша служба работает со слушателями профессиональной реабилитации, с проживающими в психоневрологическом интернате, с реабилитантами в стационаре.
В программу профессиональной реабилитации обязательно включены занятия с логопедами, психологами. Изучаются такие дисциплины, как конфликтология — «Я и общество», подопечные познают себя и взаимодействие с окружающим миром. Это часть социально-психологической реабилитации. Она направлена на то, чтобы человек умел адаптироваться к окружению, чтобы у него формировалось адекватное отношение к своему заболеванию. Более того, они обучаются взаимоотношениям в семьях, в коллективах, активно осваивают программы самопознания и саморегуляции.
Суть социально-бытовой реабилитации заключается в том, что, проживая в общежитии, подопечные и слушатели профессиональной реабилитации учатся самостоятельности: уборка, готовка, обслуживание себя. В центре формируется комфортная психологическая среда. Например, у нас есть дееспособные, проживающие в общежитии, которые ухаживают за животными. Собаки, кошки, морские свинки и птицы — это их питомцы, их друзья, за которыми они ухаживают, с ними взаимодействуют, водят к ветеринару и, конечно же, бесконечно любят. Благотворное влияние такого взаимодействия давно уже доказано, и мы стараемся его сохранять.
Также в центре есть психосенсорная комната. Это помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления. В этой комнате есть уникальное оборудование, которое помогает психологу проводить профилактику нервной системы и органов чувств. И там очень приятно находиться. Большое внимание уделяется и социокультурной реабилитации. Это огромная, очень важная часть нашей работы: кружки, концерты, занятия, клубы и выезды.
− Каждый может найти себе занятие по интересам?
− Конечно. Очень много талантливых людей, и мы ценим это. Если любят петь, читать стихи, быть на сцене — специалисты по социокультурной реабилитации устраивают концерты. Помогают составить программу, поставить номера, подобрать подходящие костюмы и грим. За столько лет работы у нас собралась огромная костюмерная.
Занимаются танцами, вокалом, музыкой, театральным мастерством: у нас огромное количество творческих занятий. Бывает, что поделки, которые реабилитанты мастерят на занятиях, они дарят преподавателям, специалистам, которые с ними работают. Это очень приятно.
Есть литературные гостиные, компьютерные клубы. Если слушатели программ профессиональной реабилитации пропускают какие-то занятия, они могут наверстать, пройдя пропущенный урок в компьютерном классе. Эти программы разрабатывались специально для слушателей еще в начале XXI-го века. Да и вообще, в наше время сложно без умения пользоваться компьютером, поэтому подопечные НПРЦ с удовольствием осваивают его.
Абсолютно все наши реабилитанты обожают экскурсионные выезды, а мы стараемся найти для них интересные программы. Досуг — это тоже часть реабилитации. В клубах по интересам они находят друзей, делятся опытом, своим мнением. В творческих кружках приобретают новые хобби, а это имеет и терапевтическое значение. Например, алмазная мозаика, квиллинг, лепка, даже игра на гитаре — это все разрабатывает мелкую моторику, воспитывает внимательность и усидчивость.
− Можно сказать, что социальная реабилитация и абилитация дает высокие результаты?
− Да, однако хочу заметить, что результат не будет высоким, если не будет присутствовать комплекс мер. Комплексный подход − основа нашей деятельности. Поэтому социальную реабилитацию нельзя рассматривать в отрыве от иных реабилитационных мероприятий, комплексное воздействие при индивидуальном подходе дает свои плоды.
На заметку!
Чтобы получить услуги комплексной реабилитации в Научно-практическом реабилитационном центре, необходимо обратиться в Территориальный центр социального обслуживания по месту жительства.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы