Работа по профориентации — одно из важных направлений деятельности педагогического коллектива ЦССВ «Возрождение». Зачастую правильный выбор образовательного учреждения и будущей профессии обеспечивает выпускникам надежную опору в жизни, положительно влияет на то, как сложится судьба молодых людей. Рассказываем, как в центре проходит профориентация и каких успехов добились воспитанники и выпускники ЦССВ.

Выбираем осознанно

«Говорят, что человек счастлив, если утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой, к своей семье. Это мы и стараемся объяснить нашим воспитанникам, причем задолго до того времени, как им предстоит сделать свой профессиональный выбор. В нашем центре взрослые помогают ребенку определиться со своим решением, наблюдают за ним, развивают, определяют в учреждения дополнительного образования в зависимости от одаренности и склонности к тому или иному виду деятельности. Главное отличие: в ЦССВ основная роль наставника принадлежит воспитателю», — рассказала замдиректора по соцработе Центра «Возрождение» Светлана Блиненко.

Педагоги ЦССВ внимательно наблюдают за детьми с юных лет, выявляют у них те или иные склонности и таланты. Если какой-то вид творчества или работы заинтересовал ребенка, воспитатель помогает подопечному глубже узнать его. Тех, кому самостоятельно пока сложно почувствовать и проявить интерес к чему-то полезному и нужному, специалисты стараются увлечь и направить.

«Помогает пример старших воспитанников, которые уже сделали свой выбор и продолжают обучение по профессии. Старшие делятся с младшими опытом, рассказывают, кем станут в будущем. Еще дети порой внимательно наблюдают за работой сотрудников центра, видят, чем занимаются люди разных профессий, — это тоже помогает определиться с выбором. Также к ребятам приходят волонтеры — молодые ребята, которые тоже могут оказать помощь в выборе профессии», — перечисляет Светлана.

С детьми работают психологи, владеющие методиками определения способностей к тому или иному виду деятельности. Не так давно все старшие воспитанники «Возрождения» поучаствовали в «ПрофЗачете». Это социально-образовательный проект по профессиональному самоопределению детей, лишившихся родителей, их обучению и подготовке к поступлению в колледжи и вузы.

Выбираем, где учиться

Воспитатель Надежда Абрамова рассказала, что период выбора будущей профессии — это очень важный этап в жизни ее подопечных, к которому они готовятся заранее вместе с педагогом. Сообща они разыскивают и изучают учебные заведения, смотрят проходные баллы и условия поступления.

«Кстати, это очень большой стимул подтянуть учебу, улучшить оценки. Ведь для поступления на некоторые специальности требуется хороший аттестат, нужно успешно сдать экзамены. Чтобы не оказаться за бортом мечты, нужно мобилизоваться и приложить усилия. Да, конечно, в 15–16 лет не каждый подросток может четко определиться с выбором профессии, кому-то трудно дается учеба, да и ленятся иногда. В этом случае стараемся с ребенком выбрать базовую специальность, по которой будет нетрудно найти работу, чтобы у молодого человека был диплом об окончании колледжа и профессия по крайней мере на первое время самостоятельной жизни. Если же у ребенка есть мечта и он к ней стремится — это особенно радует. Тут уж прилагаем все возможные усилия, стараемся задействовать все пути для того, чтобы эту мечту исполнить», — поделилась Надежда.

Уже не школьник — еще не студент

Социальный педагог «Возрождения» Дмитрий Медведев рассказал, что уже несколько лет работает с зачислением воспитанников в организации среднего профессионального образования: «Выбор учебных заведений в Москве очень большой. Условия поступления не везде одинаковы, где-то нужен высокий аттестационный балл, но в основном каждый может выбрать подходящее место и специальность. Всегда могу подсказать и воспитателям, и будущим абитуриентам, какие есть варианты. Обсуждаем, направляем, аргументируем, при необходимости уговариваем, при этом всегда внимательно слушаем и самого подростка. Стараемся дать ему возможность самостоятельно определиться с выбором профессии. Важно, чтобы человек сам принимал решения, учился отвечать за свою жизнь».

Если воспитанник центра поступил в колледж, это не значит, что работа с ним заканчивается. Кому-то из подопечных оказывается нужная помощь в подготовке домашних заданий, рефератов и курсовых, кому-то в той или степени понадобится общий контроль. Воспитатели находятся на связи с кураторами групп, чтобы лучше понимать учебную жизнь своих воспитанников.

В центре дети обеспечены современной компьютерной техникой, могут прийти выполнить задание как в своей квартире, так и в компьютерном классе, распечатать нужный материал. Предоставлены все необходимые условия для выполнения домашних заданий и отдыха.

«Приглядываем, помогаем улаживать конфликтные ситуации, если такие возникают, следим за посещаемостью ребят, чтобы не допустить „хвостов“ и недопусков. В общем, стараемся организовать работу так, чтобы все наши дети получили диплом и хорошую специальность», — рассказала Марина Борисова, замдиректора по воспитательной работе.

Дорогу осилит идущий

«С детства мечтал стать машинистом поезда, работать на железной дороге. После девятого класса подал документы на эту специальность, но не прошел медицинскую комиссию по зрению. Пришлось идти на другую специальность, связанную с обслуживанием подвижного состава. Начал учиться, но понял, что не могу отказаться от мечты, — тогда решил посоветовался с педагогами из родного „Возрождения“. Выход был: нашли возможность сделать операцию на глазах, и вот я на пути к своей мечте — получил специальность „Машинист локомотива“. Хочу посоветовать ребятам, которым еще предстоит сделать свой выбор в профессии: никогда не сдавайтесь, ищите пути и возможности, советуйтесь со взрослыми, и цель будет достигнута», — поделился Кирилл Ф., выпускник центра 2015 года.

В этом году воспитанник Егор В. получил хороший средний балл после девятого класса и будет поступать на специальность «Операторская деятельность в логистике». Он очень хотел заниматься именно этим и в итоге добился такой возможности!

Светлана Е. из «Возрождения» поступила в Колледж архитектуры и строительства. У нее очень интересная специальность: строительный реставратор. Девушка всегда хорошо рисовала, занималась в студии изобразительного искусства, и это очень помогает ей в учебе.

В творческой Кристине Т с детства проявился талант к рисованию. Сейчас она получает перспективную специальность «Графический дизайнер» и уже проходит практику в одной из профильных студий компьютерного дизайна.

Анна Т. поступила в Колледж по подготовке социальных работников на специальность «Социальная работа». После окончания мечтает продолжить обучение уже в вузе. Анастасия К. получает специальность «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» в Московском технологическом колледже № 34.

Максим С. выбрал профессию «Станочник деревообрабатывающих станков». Константин И. мечтает работать с компьютерной техникой и поступил на специальность «Сетевое и системное администрирование».

Впрочем, не только в колледжах продолжают образование старшие воспитанники. Если есть способности и желание — добро пожаловать в 10–11-й классы. Например, братья-близнецы Филипп и Борис К. решили продолжить обучение в школе до получения полного среднего образования. В то же время выпускница «Возрождения» Дарья Г. окончила школу с золотой медалью и учится сейчас в Московском городском педагогическом университете по специальности «Государственное и муниципальное управление». Кто знает, может, Дарья еще вернется в ЦССВ в качестве педагога? Ей будут рады!

«Много разных профессий освоили наши воспитанники: есть среди них повара и водители, строители и воспитатели, сотрудники МЧС и медицинские работники. Многие пришли работать в „Возрождение“, в свой родной дом. Рано или поздно каждый из наших детей понимает, что без профессии жить невозможно. Нужно трудиться, зарабатывать, стараться обеспечивать своей семье достойный уровень жизни. Мы всегда готовы помочь нашим детям, дать верный совет. Служба постинтернатного сопровождения всегда на связи с выпускниками, помогает им в решении бытовых вопросов, в том числе с устройством на работу. Мы должны быть уверены, что наш выпускник твердо стоит на ногах и готов к взрослой жизни и трудовой деятельности», — считает директор ЦССВ «Возрождение» Марина Минакова.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы