Ребенок напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, голова опущена, старается избегать прямого взгляда. Это тревожный малыш. Их отличает чрезмерное беспокойство, дети ощущают себя беспомощными, им сложно взаимодействовать со сверстниками. Социальные навыки у тревожных деток, степень их формирования получаются особенными. Причины детской тревожности могут быть разными. С этим могут столкнуться не только сотрудники центров содействия семейному воспитанию, но и кровные или приемные родители малыша. Точно одно — такому ребенку нужно помочь справиться с его проблемой. Для этого в Центре содействия семейному воспитанию «Петровский парк» разработан отдельный проект, который может быть полезен не только малышам из ЦССВ, но вполне применим и в условиях семьи.

Помочь крохе обрести уверенность в себе

Центр содействия семейному воспитанию «Петровский парк» − учреждение для детей, которые по тем или иным причинам остались без родителей. Его воспитанники, в основном, малыши-дошкольники. В настоящее время всех поступающих детей в Центре диагностируют на предмет тревожности. У всех детей в норме бывают страхи, но если их много, можно говорить о тревожности. Часто не сразу можно определить тревожного малыша. Цикл игр для профилактики тревожности проводят со всеми детьми, игры организуют в зависимости от возраста малышей. В проекте задействовано 15 детей. Простые рекомендации по борьбе с тревожностью специалисты дают как будущим приемным родителям крох, так и волонтерам.

«Задача сотрудников нашего Центра − комплексно устранить тревожность, ибо она мешает детям жить полноценно», − убеждена учитель-дефектолог Алла Петрова.

Борьба с детской тревожностью в Центре складывается из нескольких направлений:

  • Повышение самооценки малышей.
  • Обучение детей умению управлять своим поведеним.
  • Применение приемов снятия мышечного напряжения.

«Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи. Помните, ваша похвала должна быть искренней, ребенку необходимо поверить в ваши слова! И еще ваш малыш должен знать, за что его похвалили, в любой ситуации можно найти повод для того, чтобы отметить ребенка, − вот главный совет номер для родителей», − говорит замдиректора Центра Марина Жукова.

Поиграем: маскарад, аквагрим и импровизация

Ролевые игры с куклами очень полезны для обучения детей умению управлять своим поведением. Педагоги Центра обыгрывают с детьми знакомые ситуации, а потом те, которые вызывают особую тревогу ребенка («боюсь врача, учителя» и т.д.). Правила просты: кукла, которой играет взрослый, исполняет роль ребенка, а кукла ребенка исполняет роль взрослого.

«Таким образом мы помогаем маленькому человеку выразить свои эмоции, а взрослые узнают много интересного о малыше. Стараемся делать игры в движении: именно в эмоциональной подвижной игре ребенок переживает сильный страх, волнение, и справляется с ним − это становится подспорьем для снятия напряжения в реальной жизни», − советует Алла Петрова.

Еще можно устроить импровизированные маскарады, шоу! Раскрашиваем лица детей с помощью аквагрима, одеваем детям взрослую одежду или костюмы и кружимся в танцах, читаем стихи. Это помогает детям расслабиться, снять мышечное напряжение.

Хорошим помощником в налаживании внутрисемейных отношениях служат игры. «В игру ребенка включайте не сразу, пусть малыш понаблюдает, как играют взрослые или дети, лишь потом, когда захочет сам, станет ее участником. Избегайте соревновательных моментов в игре. Если играете в новую игру, чтобы ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, можно использовать правила от предидущей игры, в которую малыш играл много раз. В игры с закрытыми глазами можно играть с ребенком, когда он сам решит,что может выпонить это условие. Поверьте, любые подвижные игры, которые даже придумаете сами — истинное наслаждение для детей», − отмечает Алла Петрова.

Шпаргалка по общению

«Члены семьи ребенка учатся налаживать контакт между собой. Таким должен быть адекватный стиль воспитания. Ребенок, чувствуя поддержку со стороны близких, быстрее справляется с проблемами тревожности, становится уверенным в себе!», − говорит старший воспитатель Мария Емельяненко.

На заметку!

Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию, вы можете на портале «Моя новая семья» . Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы