Алексей Быков с рождения воспитывался в организации для детей-сирот. Его семьей, а во взрослой жизни — коллегами, стали сотрудники Центра содействия семейному воспитанию «Спутник». Возможно, именно их пример определил его выбор профессии. Сейчас Алексей — учитель и социальный педагог в коррекционной школе. Но дорога к этому была длинной, извилистой и подчас непростой.

Успешен тот, кто работает над собой

В 1985 году Алексей стал воспитанником школы-интерната № 4 (сейчас ЦССВ «Спутник»). В интернате ребята получали коррекционное образование, после которого могли учиться в средне-специальных учебных заведениях. «Сейчас выбор специальностей, даже для ребят, окончивших коррекционные школы, гораздо шире», − говорит Алексей Быков. Тогда школа-интернат находилась в центре столицы, а через дорогу от нее располагалась вечерняя школа, куда в порядке эксперимента пошли продолжать свои образование 30 самых перспективных воспитанников, в их числе оказался и Леша. Это давало возможность получить аттестат общеобразовательной школы и открывало новые перспективы. «Моя ныне покойная воспитательница всегда говорила: „Учитесь, ребята!“. Вообще воспитатели вложили в нас некие основополагающие „камни“, кто сумел их расставить правильно, у того сложилась взрослая жизнь. Мы не только смогли выжить в непростое время — в 90-е, но и смогли кого-то чему-то научить», − вспоминает он.

В интернате помогли раскрываться таланту мальчика к музыке. Несколько лет он выступал в оркестре интерната, играл на духовом теноре. Сейчас его верная спутница − гитара. Вместе с оркестром маленький Леша объездил немало городов и стран. Уже будучи сотрудником центра, периодически в нем выступал. Вообще мальчик успел попробовать себя в самых разных хобби. Занимался линогравюрой, ушу, участвовал в самодеятельности.

За время учебы в вечерней школе Алексей параллельно получил профессии обувщика и маляра в двух колледжах и подрабатывал. Совмещать было непросто, потому что смены иногда совпадали со временем занятий в школе. «Кем я только ни работал — и грузчиком, и маляром, и на хлебозаводе, и в ресторане. У меня огромное количество специальностей. Везде был карьерный рост: на одной из работ за два года дошел от грузчика до начальника сырьевого склада», − рассказывает выпускник. Летом подрабатывал вожатым в детском оздоровительном лагере.

От грузчика — до старшего воспитателя

Самостоятельную жизнь выпускники организаций для детей-сирот в 1990-е годы начинали по современным меркам рано — в 16 лет. Юноша получил комнату в коммунальной квартире. Соседями Алексея стали такие же выпускники. «Готовиться к своей взрослой жизни я начал задолго до ее начала. Где-то подрабатывал, копил, покупал что-то для будущей комнаты», − делится он.

Алексея не покидали мечты о высшем образовании. «Я понимал, что если я его не получу, то всю жизнь буду грузчиком», − говорит выпускник. Через несколько лет после окончания вечерней школы он поступил на юридический факультет Российского государственного социального университета, но за год понял − это не его. Потом снова была подготовка, и в 2003 году Алексей Быков стал студентом того же вуза, но уже по специальности «социальная педагогика-психология». «Я был одним из первых выпускников нашего интерната, кто получил высшее образование. Почему социальная педагогика? Вырос в этой среде, и мне всегда хотелось помогать именно сиротам», − вспоминает Алексей.

Будучи студентом 3 курса, он впервые пришел в родной интернат в качестве сотрудника в социальный отдел, где отработал 2 года. Тогда же в учреждении начал зарождаться постинтернатный патронат. «Это было еще неофициально. Мы помогали тем выпускникам, у кого были реальные сложности с адаптацией ко взрослой жизни. Многие из ребят, кого мы тогда поддержали, смогли найти себя в жизни», − отмечает он. Но на некоторое время дорога Алексея Быкова, казалось бы, увела его от работы с деть и выпускниками ЦССВ.

После выпуска из РГСУ начался новый этап в жизни Алексея — много лет он отработал на телевидении, на телеканале «СТС». Постепенно выпускник стал ощущать, что ему не хватает экономического образования − окончил Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Была и переподготовка по специальности «дефектолог», когда это потребовалось уже для работы в Центре «Спутник». «Обязательно нужно постоянно чем-то учиться, чтобы работать дальше», − убежден он.

Преодоление трудностей делает нас теми, кто мы есть

В 2015 году судьба снова привела Алексея Быкова в родной Центр: в бывшей школе-интернате № 4, тогда уже Центре «Спутник», создавалась служба постинтернатного патроната. Одним из ее первых сотрудников стал Алексей Быков. Начинал социальным педагогом, через год стал старшим воспитателем Центра.

Алексей видел «Спутник» и как воспитанник, и как сотрудник. «Сейчас у ребят появилось больше возможностей, ресурсов получить что-то полезное для себя: знания, навыки, опыт. Но нужно работать над тем, чтобы они научились всем этим пользоваться, делать выбор и нести ответственность за свои решения», − считает он.

Несколько лет назад Алексею предложили поработать по совместительству в коррекционной школе: специалист курировал воспитанников «Спутника», обучающихся в ней. Недавно школа стала основным его место работы, Алексей трудится учителем и социальным педагогом, особое внимание уделяя ребятам группы риска.

Помимо профессионального успеха, ему удалось достичь счастья и в личной жизни, построить свою семью. «Мы все любим друг друга и заботимся друг о друге. У нас в семье нет безучастных людей, мы интересуемся жизнью друга друга. Я очень ценю это», − говорит выпускник.

Алексей — не только творчески одаренный человек, есть у него и вполне «домашнее» хобби — кулинария. «У меня была мечта стать профессиональным поваром. В 18-19 лет, работая в летнем лагере, помогал на кухне. Но мечта окончательно осуществилась случайно: придя в „Спутник“, я обучился этой профессии, теперь − повар 5 разряда. Иногда готовил для детей. Даже выпечку успевал делать! Вообще в моей жизни произошло очень много вещей, которые я не предполагал, но очень хотел, чтобы они произошли. Мечтал учиться в РАНГХиС — я в нее поступил. Хотел быть поваром — жизнь дала и такой опыт. Хотел получить права — я непросто их получил, я окончил автошколу ДОСААФ, у меня права нескольких категорий, могу водить даже грузовики. Считаю себя везунчиком! Не могу сказать, что мне все дается легко, но у меня такая позиция: я к этому шел — я этого достиг. Жизнь как бы благодарит меня за то, что я не останавливаюсь и продолжаю двигаться вперед. Если ты приложил усилия, результат будет всегда, просто часто он приходит в неожиданное время», − убежден социальный педагог.

Алексей — всегда был для своих воспитанников, учеников, выпускников Центра примером того, что никогда не нужно сдавать и унывать. «Было время, когда и у меня руки опускались, но всегда открывалось второе дыхание. Я думаю, без такого не обходится ни один человек. Я не жалею ни об одном дне своей жизни. Потому что, если бы этого всего не было, я был бы не таким, как сейчас», − считает Алексей Быков.

Узнать больше о том, как в Москве устроена система помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения, а также выпускникам центров содействия семейному воспитанию, можно на портале «Моя новая семья».

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы