Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

«Жизнь благодарит меня за то, что продолжаю двигаться вперед». История выпускника Центра «Спутник»

30 июня 2021 года

«Жизнь благодарит меня за то, что продолжаю двигаться вперед». История выпускника Центра «Спутник»

Алексей Быков с рождения воспитывался в организации для детей-сирот. Его семьей, а во взрослой жизни — коллегами, стали сотрудники Центра содействия семейному воспитанию «Спутник». Возможно, именно их пример определил его выбор профессии. Сейчас Алексей — учитель и социальный педагог в коррекционной школе. Но дорога к этому была длинной, извилистой и подчас непростой.

Успешен тот, кто работает над собой

В 1985 году Алексей стал воспитанником школы-интерната № 4 (сейчас ЦССВ «Спутник»). В интернате ребята получали коррекционное образование, после которого могли учиться в средне-специальных учебных заведениях. «Сейчас выбор специальностей, даже для ребят, окончивших коррекционные школы, гораздо шире», − говорит Алексей Быков. Тогда школа-интернат находилась в центре столицы, а через дорогу от нее располагалась вечерняя школа, куда в порядке эксперимента пошли продолжать свои образование 30 самых перспективных воспитанников, в их числе оказался и Леша. Это давало возможность получить аттестат общеобразовательной школы и открывало новые перспективы. «Моя ныне покойная воспитательница всегда говорила: „Учитесь, ребята!“. Вообще воспитатели вложили в нас некие основополагающие „камни“, кто сумел их расставить правильно, у того сложилась взрослая жизнь. Мы не только смогли выжить в непростое время — в 90-е, но и смогли кого-то чему-то научить», − вспоминает он.

В интернате помогли раскрываться таланту мальчика к музыке. Несколько лет он выступал в оркестре интерната, играл на духовом теноре. Сейчас его верная спутница − гитара. Вместе с оркестром маленький Леша объездил немало городов и стран. Уже будучи сотрудником центра, периодически в нем выступал. Вообще мальчик успел попробовать себя в самых разных хобби. Занимался линогравюрой, ушу, участвовал в самодеятельности.

За время учебы в вечерней школе Алексей параллельно получил профессии обувщика и маляра в двух колледжах и подрабатывал. Совмещать было непросто, потому что смены иногда совпадали со временем занятий в школе. «Кем я только ни работал — и грузчиком, и маляром, и на хлебозаводе, и в ресторане. У меня огромное количество специальностей. Везде был карьерный рост: на одной из работ за два года дошел от грузчика до начальника сырьевого склада», − рассказывает выпускник. Летом подрабатывал вожатым в детском оздоровительном лагере.

От грузчика — до старшего воспитателя

Самостоятельную жизнь выпускники организаций для детей-сирот в 1990-е годы начинали по современным меркам рано — в 16 лет. Юноша получил комнату в коммунальной квартире. Соседями Алексея стали такие же выпускники. «Готовиться к своей взрослой жизни я начал задолго до ее начала. Где-то подрабатывал, копил, покупал что-то для будущей комнаты», − делится он.

Алексея не покидали мечты о высшем образовании. «Я понимал, что если я его не получу, то всю жизнь буду грузчиком», − говорит выпускник. Через несколько лет после окончания вечерней школы он поступил на юридический факультет Российского государственного социального университета, но за год понял − это не его. Потом снова была подготовка, и в 2003 году Алексей Быков стал студентом того же вуза, но уже по специальности «социальная педагогика-психология». «Я был одним из первых выпускников нашего интерната, кто получил высшее образование. Почему социальная педагогика? Вырос в этой среде, и мне всегда хотелось помогать именно сиротам», − вспоминает Алексей.

Будучи студентом 3 курса, он впервые пришел в родной интернат в качестве сотрудника в социальный отдел, где отработал 2 года. Тогда же в учреждении начал зарождаться постинтернатный патронат. «Это было еще неофициально. Мы помогали тем выпускникам, у кого были реальные сложности с адаптацией ко взрослой жизни. Многие из ребят, кого мы тогда поддержали, смогли найти себя в жизни», − отмечает он. Но на некоторое время дорога Алексея Быкова, казалось бы, увела его от работы с деть и выпускниками ЦССВ.

После выпуска из РГСУ начался новый этап в жизни Алексея — много лет он отработал на телевидении, на телеканале «СТС». Постепенно выпускник стал ощущать, что ему не хватает экономического образования − окончил Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Была и переподготовка по специальности «дефектолог», когда это потребовалось уже для работы в Центре «Спутник». «Обязательно нужно постоянно чем-то учиться, чтобы работать дальше», − убежден он.

Преодоление трудностей делает нас теми, кто мы есть

В 2015 году судьба снова привела Алексея Быкова в родной Центр: в бывшей школе-интернате № 4, тогда уже Центре «Спутник», создавалась служба постинтернатного патроната. Одним из ее первых сотрудников стал Алексей Быков. Начинал социальным педагогом, через год стал старшим воспитателем Центра.

Алексей видел «Спутник» и как воспитанник, и как сотрудник. «Сейчас у ребят появилось больше возможностей, ресурсов получить что-то полезное для себя: знания, навыки, опыт. Но нужно работать над тем, чтобы они научились всем этим пользоваться, делать выбор и нести ответственность за свои решения», − считает он.

Несколько лет назад Алексею предложили поработать по совместительству в коррекционной школе: специалист курировал воспитанников «Спутника», обучающихся в ней. Недавно школа стала основным его место работы, Алексей трудится учителем и социальным педагогом, особое внимание уделяя ребятам группы риска.

Помимо профессионального успеха, ему удалось достичь счастья и в личной жизни, построить свою семью. «Мы все любим друг друга и заботимся друг о друге. У нас в семье нет безучастных людей, мы интересуемся жизнью друга друга. Я очень ценю это», − говорит выпускник.

Алексей — не только творчески одаренный человек, есть у него и вполне «домашнее» хобби — кулинария. «У меня была мечта стать профессиональным поваром. В 18-19 лет, работая в летнем лагере, помогал на кухне. Но мечта окончательно осуществилась случайно: придя в „Спутник“, я обучился этой профессии, теперь − повар 5 разряда. Иногда готовил для детей. Даже выпечку успевал делать! Вообще в моей жизни произошло очень много вещей, которые я не предполагал, но очень хотел, чтобы они произошли. Мечтал учиться в РАНГХиС — я в нее поступил. Хотел быть поваром — жизнь дала и такой опыт. Хотел получить права — я непросто их получил, я окончил автошколу ДОСААФ, у меня права нескольких категорий, могу водить даже грузовики. Считаю себя везунчиком! Не могу сказать, что мне все дается легко, но у меня такая позиция: я к этому шел — я этого достиг. Жизнь как бы благодарит меня за то, что я не останавливаюсь и продолжаю двигаться вперед. Если ты приложил усилия, результат будет всегда, просто часто он приходит в неожиданное время», − убежден социальный педагог.

Алексей — всегда был для своих воспитанников, учеников, выпускников Центра примером того, что никогда не нужно сдавать и унывать. «Было время, когда и у меня руки опускались, но всегда открывалось второе дыхание. Я думаю, без такого не обходится ни один человек. Я не жалею ни об одном дне своей жизни. Потому что, если бы этого всего не было, я был бы не таким, как сейчас», − считает Алексей Быков.

Узнать больше о том, как в Москве устроена система помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения, а также выпускникам центров содействия семейному воспитанию, можно на портале «Моя новая семья».

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме