28 июня 2021 года
С появлением в семье малыша квартира постепенно начинает наполняться игрушками, которые покупают родители, дарят друзья и родственники. Спустя некоторое время маме приходится всерьез задумываться над тем, как разместить их, чтобы пирамидки, мячи и машинки не мешали безопасно передвигаться по дому. Решить эту проблему родителям поможет специальная система распределения игрушек по методике Монтессори. Подробно о данном методе рассказала специалист по работе с семьей филиала «Надежда» Кризисного центра помощи женщинам и детям Наталия Хаустова.
Создаем благоприятные условия
Методика Марии Монтессори заключается прежде всего в том, чтобы создать для ребенка такие условия, в которых он сможет изучать окружающий его мир самостоятельно. Для этого предлагается разделить игрушки по специальным зонам развития: языковая, математическая зона, сенсорная, практическая, творческая, зона физического развития и естественно-научная зона. По такому принципу распределен игровой материал в помещении для занятий с детьми в детских садах, а также в кризисном центре. В домашних условиях такое распределение не совсем просто сделать — обычно игрушки лежат в коробках все вместе.
В филиал «Надежда» Кризисного центра помощи женщинам и детям Департамента труда и социальной защиты населения обратилась мама двухлетнего мальчика: «Ваня совсем не умеет играть. Он только разбрасывает игрушки из ящика. Затем сын криком требует от меня сложить их обратно в коробку, и все повторяется снова», — жалуется женщина. Усталость, беспомощность и отчаяние привели ее к специалистам отделения социальной реабилитации. На групповых занятиях мама заново училась играть и общаться со своим ребенком, узнавала его возрастные и индивидуальные особенности развития. Женщина прислушивалась к рекомендациям психолога и специалиста по работе с семьей, старалась им следовать. В итоге родители организовали дома в комнате ребенка развивающую среду по методике Марии Монтессори. Внимание Вани стало более устойчивым, мама с удовольствием играет с сыном, постепенно приучая ребенка к порядку. Атмосфера в семье стала более благоприятной.
«Прежде всего, такое разделение позволяет малышу легко подойти к интересующему предмету и взять его. Не приходится долго рыться в глубоком ящике, чтобы найти любимую матрешку на самом дне. Не думайте, что зоны развития предполагают специально обустроенную комнату. Интерьер детской комнаты для этого может быть любой. Главное — не количество игрушек, а их качество. Зоны развития помогут вам увидеть, что очередная, двадцатая машинка не нужна, а стоит задуматься о приобретении игрушек в другую зону. От года до трех лет у малыша протекает сензитивный период порядка (в это время ребенок особенно восприимчив к получению определенных навыков, умений и знаний). В этот период очень важным становится поддержание порядка в окружающей среде. Для взрослого порядок — всего лишь удобство, в то время как для ребенка — удовольствие и чувство защищенности», — рассказывает Наталия.
Какими игрушками наполнять зоны развития
Математическая зона. В нее можно отнести различные логические картинки, матрешки, пирамидки, пазлы, сортеры, головоломки. Хорошо поместить сюда контуры форм (круг, квадрат, треугольник), вырезанные из шершавой бархатной бумаги или вельветовой ткани, приклеенные на картон. Ребенок будет проводить пальчиком по таким формам и запоминать их контур. Здесь могут быть игры Никитиных — например, «Сложи квадрат». В набор входят квадраты, разрезанные на кусочки разной формы: чем выше уровень, тем больше составных частей в квадратах. Начинать лучше всего в 2–3 года с первого уровня (2–3 составные части квадрата). И вообще, игрушки этой зоны должны учить ребенка считать, сравнивать размер, форму, количество и т.д.
Языковая зона.
Здесь складываем книги, плакаты. Хорошо также поместить сюда кубики Зайцева и другие игры, способствующие мелкой работе рук, массажу пальчиков.
Зона сенсорного развития.
Игрушки этой зоны должны развивать органы чувств малыша. Например, здесь помещаем музыкальные инструменты, коробочки с различными наполнителями, игрушки на различные ощущения (гремящие, шуршащие, пищащие), развивающие коврики. Уместна будет книжка-игрушка «Ткань» для тактильных ощущений. Поместите сюда «Волшебный мешочек».
Естественно-научная зона развития.
Здесь должны находиться объекты, за которыми может ухаживать ребенок: цветы, которые он поливает, или домашние животные, которых кормит. Поставьте коробочки с природным материалом, карточки с растениями, лото с листьями, цветами, календарь «Времена года», наборы животных, игры-эксперименты и т. д.
Зона физического развития.
Это и мячи, и кегли, и обручи, и массажные коврики, и шведская стенка, и батуты, и многое другое.
Зона творческого развития.
Здесь помещаем все, что необходимо для творчества: краски, карандаши, фломастеры, кисточки, альбом, пластилин, мелки, клей, цветную бумагу.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы