Пора выпускных — это ощущение праздника, торжественности и нового старта. Но кроме того, это время экзаменов и поступления, которое нередко оборачивается стрессом как для самих выпускников, так и для их родителей. В такие моменты важно снимать напряжение и формировать навыки саморегуляции, которые помогут защитить физическое и психическое здоровье от негативных проявлений. Психологи и педагоги реабилитационно-образовательных центров Москвы, подведомственных столичному Департаменту труда и соцзащиты, рассказывают, как поддержать своего ребенка и помочь ему пройти через волнительный этап.

Развенчание мифов

Для многих экзамены ассоциируются с некой отправной точкой, определяющей все дальнейшее будущее. Дети думают, что если они наберут много баллов, то получат путевку в успешную жизнь, если мало — это будет иметь необратимые последствия. И важно не поддерживать этот миф, а честно рассказать ребенку, что это не правда.

Может быть, еще через 5 лет ваш сын станет писать картины или ваша дочь заведет блог, который будет приносить ей регулярный доход? Жизнь многообразна, но одно можно сказать точно: аттестат, экзамены, олимпиады — это здорово, но они не дают гарантий, равно как и не перечеркивают будущее.

Стремление к высоким баллам и призовым местам похвально, но чрезмерно высокие требования к себе могут через какое-то время стать причиной выгорания, нездорового перфекционизма или нервного истощения.

Не переборщите с поддержкой

Важно, чтобы ребенок знал, что вы в него верите — поддержка со стороны родителей играет огромную роль на пути к взрослой жизни. Но убедитесь, что своими словами вы не создаете дополнительное давление на выпускника: может быть, вы говорили, что ваш ребенок самый умный или что он получит 100 баллов, а потом поступит в МГУ? Или уверяли выпускника: «Я знаю, что ты все сдашь на высшие баллы».

Когда и у родителей, и у ребенка есть четкое представление о том, как должно быть, то в случае, если что-то пойдет не так, паника и стресс будут гораздо сильнее. Представьте: высокая планка уже поставлена, а ребенок в начале экзамена понимает, что ему попался очень сложный вариант, который он не решит на 100 баллов — это сильно ударит по его самооценке. Он может подумать, что в случае неудачи станет не нужен родителям и окончательно их разочарует.

«Если родители хотят поддержать и приободрить ребенка, лучше говорить: „Я тебя люблю, принимаю и поддерживаю“, не используя оценочных высказываний. Давать „тайную опору“ — одна из главных родительских функций. В ином случае родитель может и сам угодить в ловушку своих высказываний», — объясняет Елена Зверкова, педагог-психолог Реабилитационно-образовательного центра № 76 (РОЦ № 76).

Потеря мотивации

В ситуации, где перед ребенком стоит цель освоить огромное количество материала, он может испытывать трудности с организацией времени — как учебного, так и свободного. Начиная стараться изо всех сил в начале учебного года, не уделяя достаточное внимание разгрузке и борьбе со стрессом, выпускник через какое-то время может полностью потерять мотивацию к учебе. Это может произойти и в том случае, если объем работы настолько большой, что ребенок не способен разделить информацию и задания на блоки, начинает пугаться их количества и вообще перестает заниматься.

По словам психолога, если ребенок забросил подготовку, нужно выяснить причину. Усталость, самоуверенность или внезапная влюбленность — в каждом конкретном случае причина может быть своя, и здесь не стоит гадать. Лучше либо предложить свою помощь, либо предложить обратиться к специалисту.

Еще одна причина потери мотивации к учебе может быть не очевидна для самого ребенка — это повышенная тревожность на фоне информационной перегрузки. «В летний период в социальных сетях появляется много информации об экзаменах — о сложности заданий этого года, о самом содержании заданий, о порядке проведения. Это может негативно сказаться на эмоциональном состоянии выпускника. Сформируйте вместе с ребенком список доверенных ресурсов, на которых содержится подлинная информация. Тем самым вы сведете количество информационных каналов к необходимому минимуму», — говорит Наталья Лебедева, заместитель директора по методической работе Реабилитационной школы-интерната № 32.

Еще бывает так, что выпускники теряются и не могут понять сами для себя, зачем им нужны экзамены, что им это даст, и что их ждет в будущем. В таких ситуациях бывает полезно поставить конкретную цель: например, представить профессию, которая ребенку искренне нравится, либо посетить день открытых дверей в организации, куда ребенок хочет поступить, поскольку мотивация тесно связана с важностью того или иного дела, а также с вдохновением и желанием чего-либо.

Как успокоить

Часто люди уделяют большое время периоду до экзаменов — подготовке, позитивному настрою, поддержке. Но в жизни не всегда все получается так, как мы хотим, и не менее важно продолжать оказывать поддержку даже в том случае, если неудача уже произошла и результаты экзаменов расстроили вашего ребенка.

«Когда ребенок плачет, ни в коем случае не стоит его ругать. Пока он не успокоился, не надо ни в чем разбираться. Первоочередная задача родителя — поддержать, сказать: „Я понимаю твои переживания“, привести пример неудач из своей жизни. И только когда ребенок будет готов, можно попытаться разобраться в случившемся вместе с ним», — продолжает Елена Зверкова.

Когда ребенку нужно особое внимание

В столичных реабилитационно-образовательных центрах учатся дети, имеющие ограничения по здоровью. Каждый из них индивидуален, поэтому кому-то может требоваться особое внимание и дополнительная опека. Несмотря на то, что пора выпускных — это шаг во взрослую жизнь, иногда родителям нужно оставаться вместе с ребенком намного дольше.

Так в Реабилитационно-образовательном центре № 105 уже несколько лет функционирует «Клуб любящих родителей», где специалисты рассказывают, как помочь выпускникам в обустройстве их дальнейшей жизни, дают советы родителям, куда их ребенок может поступить и какую профессию выбрать. Выпускники с ментальными нарушениями на момент выхода из школы еще не готовы самостоятельно планировать свою дальнейшую жизнь, поэтому их нужно направлять, помогать им строить планы и организовывать дальнейшее обучение.

Одна из функций семьи — психотерапевтическая. Если ребенок не делится своими истинными переживаниями, хотя сам действительно нуждается в помощи и поддержке, родителям надо задуматься, что в семье происходит не так. Главное, помнить, что семья — это подвижная система, и в наших силах в ней что-то менять.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы