Работа психолога в центре содействия семейному воспитанию, безусловно, имеет свою специфику: ведь задача психолога — поддержать детей, лишившихся своей семьи, помочь адаптироваться в новых условиях, справиться с последствиями психологических травм, подготовить их к жизни в семье приемной, будущей самостоятельной жизни. О том, как решаются эти задачи, мы поговорили с руководителем подразделения по комплексному психологическому взаимодействию семьи и ребенка ЦССВ «Каховские ромашки» Людмилой Фомичевой.

— Какие основные задачи стоят перед психологами в Центре содействия семейному воспитанию?

− Основная задача работы всех служб ЦССВ, и психологов в том числе, — устройство детей в семью. Если же по каким-либо причинам это не получается, то главными задачами становятся подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, формирование семейных ценностей и способности к выстраиванию супружеских и детско-родительских отношений.

В чем заключаются особенности работы с детьми в ЦССВ?

− При попадании в стены ЦССВ у воспитанников может присутствовать множественная утрата. Поэтому психологи строят свою работу с комплексом потерь: потеря родителей, потеря привычного места жительства, потеря привычного круга и потеря идентичности. В ЦССВ «Каховские ромашки» психологи работают не только с каждым воспитанником индивидуально, но и проводят групповые тренинги, которые разрабатываются с учетом индивидуальных потребностей каждого воспитанника.

Какие методы работы вы используете?

− С маленькими детьми мы занимаемся песочной терапией, сказкотерапией, проводим игровые занятия, применяем арт-терапевтические приемы и техники. С воспитанниками постарше в ход идут метафорические карты, вербальные техники из семейной системной терапии, гештальт-терапии, когнитивно-поведенческий подход и, как я уже говорила, тренинговая и групповая работа.

Психолог, работающий с детьми-сиротами, — каким он должен быть?

− Для меня важно, чтобы сотрудник имел специализацию в каком-то терапевтическом направлении и умел заниматься психотерапией. Это обязательно. А во-вторых, чтобы у него была личная терапия. Дети много рассказывают страшных историй, которые пережили. И эти чувства они резонируют в каждом человеке. Нужно уметь эти чувства конденсировать и при этом не сваливаться вместе с ним в эти переживания, а оставаться надежным взрослым. Поэтому мне важно, чтобы психолог умел работать в более глубоком терапевтическом подходе. А еще нужна живость. Какая-то такая способность сопереживать и сочувствовать. Потому что находиться в отстраненном профессиональном образе и сидеть в кресле психотерапевта не получится. Дети живут, и с ними нужно часть жизни проживать. Например, кататься на велосипеде вместе с ребенком или сидеть вместе на ступеньках, а не просто надевать маску специалиста. Вот такие люди нужны.

В результате проделанной работы воспитанники смогут выстраивать новые отношения с приемными родителями, сверстниками и не выпадать из социального ритма. На заключительных этапах психолог оказывает помощь воспитанникам в том, чтобы найти и сформулировать новые смыслы жизни.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы