Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Социализация может быть нескучной: советы специалистов Центра содействия семейному воспитанию им. Г. И. Россолимо

3 июня 2021 года

Социализация может быть нескучной: советы специалистов Центра содействия семейному воспитанию им. Г. И. Россолимо

Любой педагог знает, что самая естественная форма деятельности для ребенка — это игра, и ребята с особенностями развития здесь не исключение. Просто потенциал их индивидуальных возможностей отличается, что требует от специалистов по социализации и реабилитации различных подходов, методов и приемов работы. О том, как с этой задачей справляются в ЦССВ им. Г. И. Россолимо, рассказывают дефектологи и логопеды Центра.

В игре нужен индивидуальный подход

«В самом начале работы с особенными детьми мне было непросто найти правильное направление, ведь невозможно представить, как они будут реагировать и воспринимать то или иное занятие. Например, игры и манипуляции, которые с радостью и удовольствием воспринимают, совершают или повторяют одни дети, совершенно не интересуют других, как бы я ни старалась. Вывод очевиден: в игре тоже необходим индивидуальный подход», — говорит дефектолог ЦССВ им. Г. И. Россолимо Кира Женихова.

По ее словам, игра как форма взаимодействия с воспитанниками позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся социально-коммуникативного, двигательного, интеллектуального развития детей. В игре дети учатся следовать сюжету, подчиняться правилам общественного поведения, строить отношения со взрослыми и сверстниками. При этом важно понимать, что умение играть у особенных детей складывается очень медленно, поэтому задача специалиста — не только организовать работу по вовлечению в игру, но и вызвать в ребенке желание играть. Этот процесс обычно требует времени.

«Во время игры с особенными детьми необходимо опираться на один из принципов развивающего ухода — принцип развития собственной активности ребенка. Это значит, что для раскрытия темы занятия мы предлагаем ему на выбор несколько вариантов пособий. Большинство ребят выбирает наиболее интересные для них предметы: кто-то предпочитает игрушки и бытовые предметы, кто-то — природный материал или кинетический песок. Есть дети, которые лучше воспринимают звуковые приемы: музыку, голос, интонацию, а есть те, кто ориентируется на визуальный ряд: изменение привычного образа, костюмы и полное перевоплощение в выдуманного персонажа», — продолжает Кира Женихова.

Интерес как двигатель познания

Специалисты знают: если не увлечь ребенка, не зацепить его внимание, то добиться желаемого результата вряд ли получится. Интерес выступает движущей силой познания у любого человека, и особенные дети не исключение.

«Пусть их интересы не так широки, но, используя их желания и предпочтения, можно добиться определенной динамики. Конечно, не любое занятие можно построить только с использованием любимых видов деятельности ребенка, но, применяя такой подход максимально часто, можно поддерживать познавательный интерес на высоком уровне», — уверена дефектолог.

Так, в ЦССВ им. Г. И. Россолимо реализуется проект «Волшебный мир игры», в рамках которого специалисты используют игровые приемы и как часть занятия, и как самостоятельные инструменты, причем независимо от возраста и уровня развития детей.

«Иногда необходимо выстроить все занятие в виде игры, иногда игрового момента в начале хватает, чтобы сконцентрировать ребенка на дальнейшей работе. Или игровой момент часто требуется в середине занятия, когда ребенок начинает утомляться, а такой подход позволяет вернуть его внимание», — продолжает Кира Женихова.

Волшебный мир игры

В рамках проекта «Волшебный мир игры» на занятиях активно используются куклы бибабо. С помощью этих простейших игрушек педагоги учат детей, например, выражению базовых эмоций — радости, грусти и т. д.

Кроме этого, специалисты практикуют подвижные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Ловишки» — именно игры, а не спортивные занятия, а также сюжетно-ролевые игры «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Учимся готовить», «Угости чаем» и театрализованные игры «Под грибом», «Масленица».

Так, например, недавно в ЦССВ им. Г. И. Россолимо прошел открытый урок «Мы за солнышком идем», направленный на формирование у детей умения отражать некоторые игровые действия и передавать простые эмоциональные состояния персонажей, используя альтернативные средства коммуникации — мимику, жесты, движения.

Педагоги ставили перед собой несколько задач: обучить детей выражать свои эмоции и желания в различных ситуациях, развить интерес к совместной игровой деятельности, зрительное и слуховое внимание, координацию движений, а также сформировать умение согласовывать свои действия с действиями других.

«Мы видим результат своих трудов, и он стимулирует нас идти дальше, — резюмирует учитель-логопед Елена Никитина. — Есть дети, у которых собственный интерес, в том числе к игровой деятельности, не выражен, но я не теряю надежды найти ту ниточку, за которой особенный ребенок начнет познавать мир, развиваться и социалироваться».

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Социальное обслуживание

Новости по теме