31 мая 2021 года
Конец весны и начало лета — традиционная пора последних звонков и экзаменов, которые проходят и в обычных школах, и в реабилитационно-образовательных учреждениях. Из года в год ребята с нарушениями по здоровью доказывают, что для них нет ничего невозможного: становятся победителями в олимпиадах, успешно сдают ЕГЭ и поступают в престижные московские вузы. О том, как они добиваются таких успехов, как у детей с инвалидностью проходит прощание со школой и что думают классные руководители выпускников, рассказали сами учителя и ребята из центров, подведомственных столичному Департаменту труда и соцзащиты.
«Я не могла осознать, что мои выпускники уйдут»: трогательные прощания
В этом году в Комплексном реабилитационно-образовательном центре (КРОЦ) последний звонок звенел для выпускников 9-х классов сразу в двух подразделениях: в главном корпусе на улице Федосьино и в отделении «Марьино» на Новочеркасском бульваре. На торжественном мероприятии собрались нарядные выпускники, их родители и, конечно, учителя.
«Вы умеете преодолевать такие трудности, с которыми мало кто сможет справиться, и становиться победителями. Помните: мы всегда готовы прийти на помощь, посоветовать и поддержать, но вы сами будете прокладывать свой путь в жизни», — обратилась к ребятам Виктория Николаенко, директор КРОЦ.
Первый ответственный шаг после окончания школы — выпускные экзамены, к которым готовились все дети. Каждый переживал это по-своему, но на праздновании последнего звонка Виктория Николаенко с гордостью зачитала приказ о допуске всех выпускников учреждения к государственной итоговой аттестации.
Для учеников Реабилитационно-образовательного центра № 76 (РОЦ № 76) последний звонок начался так же, как для многих: с торжественной музыки, праздничной суеты, поздравлений и цветов. Некоторые гости замечали, что сами выпускники были немного печальные, а учителя улыбались с грустинкой в глазах. В этот день ребята не только прощались со школой, но и отпускали частичку своего детства, расставались с учителями, с которыми провели вместе много лет.
«Постарайтесь на всю жизнь сберечь в памяти эти мгновения, запомнить переживаемые чувства и переполняющие душу ощущения. Они всегда будут возвращать вас в вашу юность, даря добрые и сердечные воспоминания о годах школьного обучения», — дала напутствие выпускникам Елена Гаврилина, директор РОЦ № 76.
Не только взрослые, но и сами ребята поделились своими чувствами после стольких лет школы. Чаще всего они благодарили учителей, сотрудников учреждений и родителей.
«Дети говорили каждое произнесенное слово от души — они не будут говорить то, во что сами не верят, и то, чего сами не чувствуют. А вот если они чувствовали благодарность всем работникам школы, то они искренне произносили эти слова. Мне хотелось не только сделать акцент на благодарности учителям, но и отметить каждого ученика и его заслуги. Думаю, что у нас получился очень трогательный последний звонок», — рассказала Марина Холод, классный руководитель 12 «Б» класса Школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых (ШОР № 1).
В Центре реабилитации и образования № 4 (ЦРО № 4) последний звонок прошел в онлайн-формате. Но даже несмотря на то, что в актовом зале никого не было, дети совместно с учителями подготовили запись концерта, в котором прозвучали благодарственные слова в адрес всех сотрудников центра. Ребята исполнили песни о школе и станцевали традиционный школьный вальс. А первоклассники пожелали выпускникам удачи на экзаменах и пообещали, что станут для них достойной сменой.
«Выпускники этого года самостоятельные, взрослые. Ребята помогают друг другу, если возникают проблемы при выполнении сложных заданий. Еще у нас был замечательный староста — немногословный, но справедливый», — поделилась Раиса Буркова, классный руководитель 11-го класса РОЦ № 76.
«Мы гордимся вами»: большие и маленькие успехи
Этот год для Школы-интерната № 1 выдался особенно насыщенным: учитель Марина Холод с теплотой называет старшеклассников «звездным выпуском». Несколько ребят стали призерами и победителями всевозможных олимпиад: как московских, так и Всероссийской олимпиады школьников. «Если дети настроены на то, чтобы победить, они готовятся очень серьезно», — резюмировала классный руководитель.
На вопрос о том, как школьникам понять, где они могут себя проявить, и как начать участвовать в олимпиадах, Марина отвечает: «Нужно пробовать себя по всем предметам. И если только вы чувствуете, что этот предмет вам нравится, что вы его понимаете и учитель готов оказать вам дополнительную помощь, то начинайте заниматься — и у вас все получится». В школьном, самом первом, этапе Всероссийской олимпиады может принять участие любой желающий. И уже потом, если ученик наберет достаточно баллов, он пройдет на муниципальный этап, а после, может быть, даже на заключительный.
Обычно выпускники выбирают предметы, которые будут сдавать в выпускном классе, заранее — за полтора-два года. «Готовиться к экзаменам ребята начали с прошлого года. Они учатся в классе физико-математического профиля, поэтому много внимания уделяли математике», — рассказала Раиса Буркова, преподаватель РОЦ № 76.
В школах проходят мероприятия по профориентации, а высшие учебные заведения организовывают дни открытых дверей, многие из которых в этом году состоялись в онлайн-формате. В некоторых вузах программы лучше адаптированы для студентов, у которых имеются какие-либо нарушения по здоровью, поэтому выпускники прошлых лет активно делятся своим опытом.
«Мне не нужны выгода и слава, я хочу создать что-то полезное»: призер Всероссийской олимпиады по русскому языку рассказывает о дальнейших планах
Андрей Якубой, старшеклассник из ШОР № 1 — один из выпускников этой школы, получивших право поступления в вуз без вступительных испытаний. Но он все равно сдает информатику и профильную математику. Выпускник объясняет, что информатика ему очень нравится и он хочет, чтобы в его школе был ученик с высокими баллами по этому предмету.
«Уже сейчас я занимаюсь продвижением шрифта Брайля, его компьютеризацией, тестированием сайтов и приложений на доступность для незрячих людей», — поделился Андрей. После школы он собирается и дальше принимать участие в создании инклюзивной цифровой среды, но не чтобы прославиться, а потому что хочет добиться доступности Брайля для всех.
Другим ученикам, которым только предстоит выпускаться из школ и выбирать вуз, Андрей советует не бояться начинать. Олимпиады — это не экзамены, поэтому если что-то не будет получаться, всегда можно переключить внимание на другие предметы.
В добрый путь!
Многие ребята учились в одной школе с самого детства: они буквально росли на глазах своих учителей, менялись и становились более зрелыми не только внешне, но и духом.
«Расставаться со школой грустно и радостно одновременно. Грустно, потому что в школе мы проучились целых 12 лет, а многие ходили еще и в дошкольное отделение. Учителя, воспитатели — все, кто работает в школе, — дали нам очень многое и стали настоящими друзьями, — делится Илья Днепровский, выпускник 12 „Б“ класса ШОР № 1, который в прошлом году стал призером Всероссийской олимпиады школьников по литературе. — А радостно потому, что впереди всех нас ждет взрослая, самостоятельная жизнь, возможность проверить силы и знания. И я уверен, что у нас все получится!»
Выпускники реабилитационно-образовательных учреждений Департамента труда и соцзащиты этого года единогласно советуют всем школьникам: всегда нужно помнить, что не так важно, насколько масштабны ваши достижения, будь то заключительный этап Всероссийской олимпиады или обычная контрольная. Важно пробовать, не сдаваться, беречь дружбу и теплые воспоминания о школьном времени, потому что каждый решает сам для себя, что действительно является победой. Иногда трудиться и побеждать — это не только о дипломах, но и о том пути, который проходите лично вы.
Больше советов о том, как поступить в вуз мечты, где найти мотивацию и как определиться с профессией, можно прочитать в наших материалах:
https://dszn.ru/press-center/news/6368 — статья, в которой психолог рассказывает, когда лучше продолжать обучение в 10-м классе, а когда — пойти в колледж.
https://dszn.ru/press-center/news/5522 — что старшеклассники реабилитационно-образовательных центров уже рассказали нам о подготовке к экзаменам и мотивации.
https://dszn.ru/press-center/news/5560 — материал о том, как поступить в вуз подростку с инвалидностью.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы