20 января 2021 года
В Москве работают 8 учреждений реабилитационно-образовательных центров и школ-интернатов, подведомственных столичному Департаменту труда и соцзащиты, где учатся и проходят реабилитацию дети и подростки с разными формами инвалидности. Уже с начала учебного года старшеклассники активно готовятся к сдаче итоговых экзаменов и поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения города.
О профориентации
Как правило, к началу года старшеклассники уже понимают, какую профессию хотят освоить и куда поступить. Определиться с решением им помогают профориентационные занятия на базе учреждений. Социальные психологи и педагоги изучают способности каждого ученика, раскрывают его таланты, подводя к самостоятельному решению о выборе будущей профессии.
«Мы проводим профориентационные мероприятия, начиная со средней школы. Каждому ребенку нужно время, чтобы определиться со своими предпочтениями. Многие меняют решение 3-4 раза: это совершенно нормальная ситуация. Педагогам и родителям важно психологически поддерживать ребенка и не оказывать давления, тогда высока вероятность, что ученик сможет реализовать себя в выбранной стезе», — рассказывает педагог-психолог Реабилитационно-образовательного центра № 76 Марина Бессмертная.
Несмотря на то, что некоторые профессии недоступны для людей с определенными формами инвалидности, выпускники реабилитационно-образовательных центров успешно реализуют себя в разных областях.
О сроках
Активная подготовка к выпускным экзаменам начинается за год до поступления. Восполнение «пробелов» в знаниях, изучение формата экзамена и, конечно, практика позволяют старшеклассникам получить высокие баллы и поступить в желаемые ВУЗы.
«Весь прошлый год я участвовала в олимпиадах, чтобы лучше разбираться в предметах. В первом полугодии сделала акцент на изучении материалов к ЕГЭ. А сейчас стараюсь решать как можно больше тестов, писать эссе и выполнять все задания учителей. Хочу поступить в один из московских университетов на юридический факультет, конкуренция высокая, поэтому мне важно выложиться на 100%», — делится ученица 11 класса Реабилитационной школы-интерната № 32 Дарья Усенко.
Чем раньше ученики определяться с профессией и учреждением, тем выше шансы на поступления — считает большинство педагогов. «Мы большое внимание уделяем именно подготовке к выпускным экзаменам, выделяем дополнительные часы на занятия. В целом, если ребенок хорошо учится, у него нет серьезных пробелов, то года достаточно, чтобы подготовиться к ЕГЭ», — комментирует социальный педагог Школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых Виктория Полукарпова.
О мотивации
Последний год в школе — самый сложный для большинства учеников: помимо непростого периода взросления и экзаменов, подростки постоянно сомневаются в правильности своего выбора и боятся неудачи. В этот период им особенно важна поддержка близких.
«Не нужно давить на подростка, если он уже принял решение о будущей профессии. Снизить тревожность и настроить его на положительный результат помогут душевные разговоры, воспоминания о своем опыте и признание того, что сомневаться — это нормально. Даже если он не поступит или ему не понравится учеба, всегда можно поменять выбранное направление», — объясняет психолог Комплексного реабилитационно-образовательного центра Анастасия Денисова.
В целом, ученики реабилитационно-образовательных центров и школ-интернатов Москвы показывают высокие результаты по успеваемости и поступлению в другие средне специальные и высшие учебные учреждения: старшеклассники нацелены на результат и используют каждую возможность для его достижения.
О разрушении стереотипов
Ученики реабилитационно-образовательных центров и школ-интернатов, подведомственных столичному Департаменту труда и соцзащиты — в основном, дети с разными формами инвалидности или ОВЗ. Тем не менее, около 65% поступают в московские или петербургские университеты на самые разные специальности и в дальнейшем становятся востребованными специалистами.
«Не надо ничего бояться! Когда я поступила, первой эмоцией была, конечно, радость. А потом стало немного волнительно: вдруг не буду успевать, не примет коллектив. Но все страхи — только в нашей голове. Придя на первое занятие, я поняла, что у меня отличные одногруппники и преподаватели, которые всегда помогут», — напутствует старшеклассников выпускница Школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых, студентка Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ольга Крылова.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы