27 мая 2021 года
Подростковый возраст — один из сложных периодов в жизни человека. В это время проявляется физиологическое напряжение («гормональная буря») и эмоциональная неустойчивость с резкой сменой настроений, отрицанием родительских и педагогических установок. Взрослые с нетерпением ждут окончания непростого этапа. О том, как пройти этот путь с меньшими потерями, расскажет Ирина Михайлова, психолог семейного центра СЗАО Департамента социальной защиты населения.
«В психологии к подростковому периоду относят возраст с 11 до 16 лет. Затем наступает юношеский этап эмоциональной и личностной стабильности, где ведущая деятельность — профессиональное самоопределение», — рассказывает Ирина.
Найти общий язык
В семейный центр СЗАО обратилась женщина с просьбой помочь восстановить взаимопонимание и исправить сложные, напряженные отношения с 16-летней дочерью Светланой. Девочка отказывалась идти на контакт с мамой, грубила и обвиняла ее в непонимании своих чувств, пыталась уйти из дома.
Задача специалистов — оперативно выявить причины кризисной ситуации, наладить детско-родительские отношения.
Папа и мама Светы — горячо любящие родители, принимают активное участие в развитии и воспитании своей единственной дочери. Семья в целом социально благополучная, без вредных привычек и зависимостей. Что же произошло с ребенком?
Специалисты центра провели комплексную и глубокую работу с семьей в течение нескольких месяцев, установили несколько серьезных причин резко ухудшивших детско-родительских отношений. Одна из причин — это авторитарная позиция матери, когда родитель — это «верховная власть» с тотальным контролем и недоверием к словам, мыслям, поступкам дочери, только своим «правильным» взглядом на мир и людей, а самостоятельность ребенка ограничивается во всем. В подростковом, и особенно в юношеском возрасте, повзрослевшее «Я» дочери устало.
Вторая причина крылась в личностных установках самой девочки — ее эгоцентрической и инфантильной позиции: «мне все должны, а я хочу развлекаться», «мои родители — с устаревшими, несовременными взглядами на жизнь». Это привело к искажению жизненных смыслов, потере ценностных ориентиров семьи, что не свойственно юношескому возрасту. И еще одна очень серьезная причина — психосоматическое расстройство у девочки (нарушение работы щитовидной железы).
Помощь рядом
Специалисты центра помогли семье обследовать дочь в медицинских учреждениях и выяснить психофизиологические особенности ребенка.
В результате психокоррекционных занятий (методы арт-терапии, «обмен ролями», групповые дискуссии, психодрама, игровые методы ) мама сменила стиль воспитания на гуманно-демократический, а девочка проходит необходимое медикаментозное лечение и обучается с психологом самостоятельному выбору нужных форм эмоционального реагирования (без агрессии и раздражения) в стрессовых и обычных жизненных ситуациях.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы