Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Психологи из Центра «Берег надежды» помогают будущим выпускникам справиться со страхами и опасениями

19 мая 2021 года

999

Педагогу-психологу, работающему в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, часто приходится сталкиваться с проблемой подростковой тревожности. Страхи и переживания обостряются перед ответственными моментами: сдачей экзаменов, публичным выступление, и, конечно же, началом самостоятельной жизни. Перед воспитанниками старшего подросткового возраста встает очень много задач, которые нужно решить с положительным результатом (выбор профессии, поступление), от него будет зависеть следующий этап жизни. Рассказываем, как помогают подросткам в столичном центре содействия семейному воспитанию «Берег надежды».

Основные страхи будущих выпускников

«Мы провели групповую диагностику и выявили основные страхи и тревоги подростков — предвыпускников. На первые места вышли: страх не справиться в одиночку в сложные моменты, не сдать экзамены и не поступить в желаемое учебное заведение после окончания школы. Детей также пугает то, что они могут быть не приняты обществом. Многие ребята боятся попасть в плохую компанию, оказаться слабовольными и не суметь противостоять негативному влиянию. Девушки боятся стать матерями-одиночками, юноши − не найти достойную девушку, высокооплачиваемую работу. Как видно, многие беспокойства подростков-сирот схожи с тревогами ребят из семей. В такие моменты очень важна поддержка и реальная помощь со стороны взрослых», − рассказывает педагог-психолог ЦССВ «Берег надежды» Евгения Жилкина.

Большое внимание в ЦССВ уделяется именно подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, отработке навыков самопрезентации, свободного общения, снятию барьеров и профилактике тревожности. Чем старше становится воспитанник, чем чаще у него возникают вопросы о будущем, получении профессии, устройстве на работу, создании семьи. В общении с психологом подростки раскрывают свои главные опасения.

«Мне иногда становится не по себе, когда думаю о начале самостоятельной жизни. С одной стороны, понятно, что мы все хотим жить отдельно, по-взрослому, иметь свой дом, свою семью. Но в Центре о нас заботятся взрослые. А там... Самому надо думать сразу и обо всем, вдруг не получится? Как тратить деньги, чтобы на все хватило? Меня научили готовить много блюд, но надо вставать раньше, чтоб их приготовить. Постирать, погладить, убраться, а еще учиться и работать же надо. Одному человеку очень тяжело все делать. Здорово осознавать, что всегда могу рассчитывать на помощь Центра. Сейчас много общаюсь с воспитателями, психологом, чтобы быть подготовленным лучше», − рассуждает 17-летний воспитанник Центра, ученик 10 класса.

Особенности структуры воспитания и развития в ЦССВ и семье

С воспитанниками проводится большая работа по формированию не только социально-бытовых навыков, но и по подготовке к жизни в обществе в целом.

«Мне хочется поскорее уйти в свободное „плавание“. Но мне будет не хватать заботы: ведь если не услышу будильник, никто не разбудит на учебу, самой надо и дома, и по магазинам. Еще очень тревожно из-за предстоящих экзаменов, хочу пойти дальше учиться, но вдруг не получится? Меня в Центре многому научили, но вот как это все будет в реальной жизни — интересно и волнительно...», − делится 17-летняя воспитанница Центра, студентка колледжа.

В словах детей чувствуется волнение. Ведь вот уже ты вырос, выходишь в новую жизнь, но именно страх порою может либо все испортить и разрушить, либо, наоборот, открыть путь к достижению цели. Другое дело, как сам подросток распорядится своими эмоциями, как справится, что получится.

«Мне сейчас главное не „завалить“ экзамены, поступить, чтобы выйти потом из Центра с профессией и образованием. Потому что без профессии — никуда. Хочется, чтоб денег на все хватало, чтоб друзья были и парень только из хорошей компании, без вредных привычек. И вообще, столько всего хочется. Буду стараться учиться хорошо, спортом заниматься и поступлю в колледж, в который мечтаю. Хочу быть спасателем. Лишь бы все получилось. Но я пока о будущем не очень думаю, сейчас самое главное для меня − поступление и экзамены», − говорит 15-летняя ученица 9 класса.

Наши выпускники − наша надежда

«Прозвучали в словах девушки беспокойство из-за возможной нехватки денег, неуверенность в себе, стремление к идеальному представлению о самостоятельной жизни. От страха до идеала − разброс огромный, но этого не избежать.

Внимание также нужно обратить на то, что практически каждый из услышанных подростков рассчитывает только на себя. И даже, как мне кажется, не просто выражает свое отношение к чему-либо, но и показывает готовность к преодолению в себе этих страхов и тревог, трудностей, что говорит о том, что мы воспитали достойных людей, мотивированных на достижение поставленных целей ради благополучного будущего», − комментирует педагог-психолог.

Откуда берутся страхи и как с ними справиться

«Сам страх представляет из себя эмоциональную реакцию на внешний или внутренний раздражитель. Большинство подростковых страхов и опасений развиваются по вине взрослых: при недостатке родительского внимания и тепла, из-за детских психотравм, пережитого негативного опыта. Разрыв с кровной семьей − сильнейший стресс, который в дальнейшем и создает почву для появления неуверенности, страхов и опасений, которые, с одной стороны, создают препятствия, а с другой, − являются определенной проверкой для подростка. Именно в страхе, стрессе, ребенок себя познает и меняет, но, естественно, этот процесс должен проходить при психолого-педагогическом сопровождении», − убеждена Евгения Жилкина.

Первым делом необходимо установить контакт с ребенком, подразумевающий создание доверительных и искренних взаимоотношений. Начальная точка любого взаимодействия − это принятие подростка таким, каков он есть, его чувств и желаний, потребностей и возможностей, взглядов и стремлений. Это позволит сформировать и принять позитивный образ собственного «Я» подростку и будет способствовать абсолютному принятию самого себя и других людей.

Следующим шагом является создание благоприятной атмосферы для развития рефлексии, которая выступит ресурсом для самопознания подростком себя и окружающего. При ее наличии, у подростка естественным путем возникнет потребность в саморазвитии, самоизменении, личностном росте.

«Конечно же, в большинстве случаев, не обойтись без коррекционных мер. Здесь мы подключаем методы арт-терапии, психогимнастику, релаксационные техники, игры-активаторы. Да, как бы странно это не показалось, с подростком тоже нужно играть, давать возможность отыгрывать ему отведенную роль, не забывая про то, что это только роль, нужно помочь ему оставаться самим собой, делиться ощущениями и переживаниями. Неважно как это сделает подросток: станцует, прочтет строки известного произведения, украсит стенку над кроватью коллажем, − главное, чтобы он таким образом научился освобождаться от угнетающих мыслей и опасений», − отмечает психолог.

Проработать страхи и опасения возможно следующими приемами. Попросите показать подростка, где его главное ощущение страха находится (в теле, на столе, в воздухе и т.д.), обозначить это место. «Если это часть его тела, можно ее погладить, сделать уместный комплимент, возможно, завязать ниточку, если это рука, либо приколоть значок со смайликом на груди. На столе можно также выделить это место и проводить своеобразные ритуалы − направлять освещение, чтобы согреть, либо накрыть салфеткой и т.п. Если в воздухе, − „поймать“ в любую емкость часть воздуха, которую показал подросток. Убрать подальше от глаз. Звучит немного смешно, но такие техники реально работают», − комментирует специалист.

«Устройте вечер воспоминаний, где обязательно расскажите, как сильно вы боялись соседскую собаку, либо темноты и как теперь над этим смеетесь, потому что просто сумели подружиться с собакой, а темноту познакомили с фонариком. Подключите свой авторитет, дайте подростку почувствовать себя защищенным, неодиноким, пообещайте, что и дальше, вы сможете его сопровождать, но уверены, что он и сам прекрасно справится, так как хорошо подготовлен и имеет много необходимых качеств и ресурсов для успешности», − советует она.

Так как страхи и опасения возникают из-за непонимания и неизвестности, значит необходимо познакомить подростка с этим неизвестным. Работа по социально-бытовой адаптации и повышению уровня развития социального интеллекта, позволяет не только дать необходимую информацию подростку, но и обучить, развить необходимые навыки, закрепить их на практике.

Такие мероприятия в ЦССВ, как уроки самопрезентации, походы за покупками, посещение поликлиники или любого другого учреждения, позволят также подростку быстрее социализироваться и не волноваться о том, что его так беспокоит. Игры-активаторы на развитие смекалки, логического мышления, тренировку памяти и внимания, позволяют подросткам натренировать свои психические процессы для успешного обучения и сдачи экзаменов.

Упражнения для повышения уровня развития навыков саморегуляции помогут стабилизировать эмоциональный фон в напряженные моменты для подростка. Релаксационные техники, тактильные упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения также способствуют снижению тревожности и избавлению от различных подростковых опасений.

«Подростку-предвыпускнику ЦССВ предстоит нелегкий, но интересный самостоятельный жизненный путь. Поэтому взрослым, находящимся рядом с ним, необходимо запастись терпением и научить этому ребенка. Окружить его в сложные периоды жизни и развития любовью и заботой, принять его страхи и тревоги вместе с ним и разделить их. Дать понять ему, что это нормально бояться того, где ты еще не был и с чем не сталкивался, и, что будет по-разному, и легко и не очень, но это и есть жизнь, взрослая самостоятельная жизнь», − комментирует Евгения Жилкина.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Опека и попечительство

Категория граждан:Дети-сироты

Поделиться:

Новости по теме